ЕР и ЛДПР в Сибири лишат «иностранной поддержки» на выборах
Единороссам Иркутска и Алтая, а также «томичу» Алексею Диденко, в думской кампании придется ориентироваться на местных избирателей, а не на релокантов, проживающих за рубежом.
Граждане России, находящиеся за рубежом, потеряли возможность избирать думских депутатов-одномандатников, при этом им сохранили право голосовать по партийным спискам – о новых правилах накануне сообщили «Ведомости». По данным МИДа, на которые ссылаются в издании, речь идет почти о 1,8 миллиона человек, что уже составляет вполне приличный объем электората. Статистика ВЦИОМ говорит, что за рубежом находится более трех миллионов россиян, имеющих право на волеизъявление – в 2026 году они смогут отдать голос лишь за политические партии, которые будут бороться за представительство в Госдуме.
Как указал в беседе с журналистами член ЦК КПРФ Сергей Обухов, заграничные голоса отразились на итогах выборов по одномандатным округам в 2021 году. Одним из примеров депутат назвал голосование в Хакасии, где кандидат от ЕР (тогда это был Сергей Сокол), якобы «получил мандат за счет “импортных” голосов» (цитата по «Ведомостям»).
Случайно ли, намеренно ли, но Обухов допустил ошибку: ни один из зарубежных избирательных участков в 2021 году не был приписан к нашей республике.
Победу Сокола (28,97% при явке 37,37% от общего количества избирателей) обеспечил лишь «родной» электорат. Чего не скажешь о других народных избранниках, избравшихся в Госдуму VIII созыва от регионов Сибири.
На думских выборах 2021 года за рубежом можно было проголосовать за пять сибирских одномандатников, избиравшихся в Иркутской (одномандатный округ № 96) и Томской (округа 181 и 182) и областях, а также в Алтайском крае (округа 39 и 42).
Наиболее весомым вклад «импортных» голосов оказался в Томской области.
Как напоминает тг-канал «Томский очкарик», победу кандидату от ЛДПР Алексею Диденко принесли именно голоса соотечественников из Лондона, Парижа и Вильнюса. На соседним округе, где победила кандидат-единоросс Татьяна Соломатина, в копилку шли голоса из Германии, однако там они не играли никакой существенной роли.
Нововведение обернется серьезной потерей и для Иркутской области (Братский одномандатный округ, депутат от ЕР Александр Якубовский).
Именно здесь за кандидата-одномандатника считали голоса из Венесуэлы, Доминиканской республики, Гаити, Дании, Индии, Иордании, Ирака, Кипра, Киргизии, Ливана, Марокко, Мексики, Белиза, а также из Молдавии, Южной Кореи, Сербии, Словакии, Вьетнама с Тайландом, Хорватии с Черногорией, ЮАР, Лесото, Алжира, Аргентины, Бразилии и Суринама.
Результат по Барнаульскому одномандатному округу Алтайского края (депутат Даниил Бессарабов, «Единая Россия») складывался в том числе из голосов, отданных в Астралии, Азербайджане, Китае, Португалии и Арабских эмиратах. А в соседнем, Славгородском (единоросс Иван Лоор) – на Кубе, в Египте, Ирландии, Монголии, Нидерландах и Новой Зеландии, на Тонга, в Самоа, а также в Норвегии, Польше, Сирии, Турции, Швейцарии со Швецией и Японией.
Собеседник «Ведомостей» из числа электоральных экспертов назвал закрепление проживающих за рубежом за конкретными округами «устаревшей и искусственной конструкцией»; по его оценке, уход от такой практики совершенно логичен. В свою очередь экс-председатель ярославского облизбиркома Олега Захарова, отмечает, что новый формат голосования позволит сохранить голоса находящихся за рубежом россиян «в общей корзине федеральных выборов, не подвергая риску искажения результаты в мажоритарных округах».