Гнев и отрицание: российские родители боятся делать детям прививки АКДС и БЦЖ

Фото: Freepik, ru.freepik.com

Профессиональные врачи составили рейтинг прививок, которые массово бойкотируют родители маленьких детей. Но пока взрослые сомневаются, в стране все чаще фиксируются случаи заболевания корью.

Специалисты сервиса экспертной поддержки медиков «Актион Медицина» выяснили, каких прививок чаще всего боятся российские родители, и готовы ли медики разъяснять им последствия отказа от вакцинации. Результаты опроса, предоставленного «Коммерсанту», оказались, к сожалению, предсказуемыми: несмотря на широкую просветительскую работу со стороны врачей, «антипрививочное» настроение в стране только набирает обороты.

Участникам опроса стали 463 врача, из них 52% – педиатры. Большая половина из них (58%) сообщила, что регулярно сталкиваются с нежеланием родителей прививать детей в роддомах и поликлиниках, треть опрошенных врачей заявила о том, что таких случаев в их практике было 20-40%, и как минимум 6% респондентов заявили, что больше 60% родителей полностью отказываются от вакцинации своих чад.

Фото: Freepik, ru.freepik.com

40% врачей при этом сталкивались с убежденными «антипрививочниками», более 52% медиков услышали в ответ аргумент о боязни осложнений, а 3 процентам врачей родители заявляли о готовности прививать детей только иностранными вакцинами.

Рейтинг самых «страшных» прививок традиционно возглавляет АКДС – адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина: об отказах родителей прививать ею детей сообщили 78% опрошенных медиков. Вторую строчку (42% ответивших) занимает проба Манту и диаскинтест (последний является лишь способом диагностики туберкулеза, но почему-то тлже отпугивает родителей). Третье место по популярности отказов от прививок как раз занимает БЦЖ – вакцина от туберкулеза (38%).

36% врачей также сообщили о случаях отказа от оральной полиомиелитной вакцины, 33% рассказали об отказе родителей прививать детей от кори, 15% врачей сообщили, что сталкивались со случаями отказов от всех этих прививок.

Фото: Freepik, ru.freepik.com

При этом 80% медиков активно предпринимает попытку переубедить противников вакцинации, но сделать это удалось только 38% респондентов. Все без исключения опрошенные медики признались, что поменять мнение об опасности вакцинации очень непросто, несмотря на то, что, пожалуй, никто из родителей так и не смог внятно и аргументированно доказать свою «антиваксерскую» позицию, говоря, что они «просто перестраховываются».

Самой популярной реакцией в ответ на приглашение на вакцинацию становится встречный вопрос: «Зачем, если инфекция встречается крайне редко?». И факт того, что непривитые дети повышают вероятность возвращения и распространения казалось бы забытых эпидемий, родителей почему-то не беспокоит.

Тем временем санитарные надзорные органы бьют тревогу: в марте этого года Роспотребнадзор сообщил о значительном росте числа заболевших корью в России.

Фото: Freepik, ru.freepik.com

Такие случаи уже фиксировались в Московской, Ленинградской, Самарской, Новосибирской областях, Алтайском и Краснодарском крае и еще ряде субъектов. А буквально на днях из-за случая заражения корью пришлось перевести на 21-дневный дистант целое учреждение – Российский государственный университет нефти и газа. По словам специалистов, все возрастающее с каждым годом недоверие взрослого населения к детским прививкам, основанное на усиливающемся влиянии «мракобесов» в информационном поле, серьезно ухудшает эпидемиологическую обстановку.

– В конце 1980-х практически все инфекции были побеждены с помощью прививок, и даже у медработников возникли сомнения в необходимости продолжать «всеобъемлющую вакцинацию». Поэтому в 1990-е, в 2000-е родилось достаточное количество детей, родители которых не озаботились этим вопросом. Когда с 2010-х мы начали наблюдать массовые завозные случаи, допустим, кори, оказалось, что корь перестала быть детским заболеванием: от 20% до 30% заболевших корью – лица старше 16-18 лет, – рассказал изданию доцент кафедры инфекционных болезней у детей РНИМУ им. Н. И. Пирогова Иван Коновалов.