Города и села Хакасии теряют мужчин: люди уезжают на заработки вахтовиками

Сергей Карпухин/ТАСС

«Первый парень на деревне! А в деревне – один я!» Слова из давней веселой пословицы сегодня звучат залихвастки убийственно. Это, по факту, приговор многим селам и деревням Хакасии.

В деревне Большие Арбаты Таштыпского района по официальным данным проживает около сотни человек, по факту – не более пятидесяти. Из них, навскидку, процентов 80 – женщины за 50 лет. На всю деревню наш корреспондент встретил одного 30-летнего парня. Случайно. Он только что вернулся с вахты.

В деревне работы нет, а семью надо кормить. Езжу на Север: два месяца – там, два месяца – здесь, – рассказывает Вячеслав.

–  Получается сводить концы с концами? – спрашиваем молодого человека.

– Не очень. Все, что зарабатываю на вахте за два месяца, практически уходит на то, чтобы залатать дыры в хозяйстве: дом надо ремонтировать, детей одевать, у меня их двое. Хочется заработать, чтобы хозяйством обзавестись, а пока не получается, вообще-то, мне здесь нравится, – говорит Вячеслав.

Фото: Freepik, freepik.com

По соседству в селах Малые Арбаты и Арбаты картина чуть радостнее. Мужиков на улицах можно встретить почаще (хоть они практически все предпенсионного и более позднего возраста), да подростки гоняют на велосипедах и самокатах. Это дети вахтовиков или местных бюджетников. На всю округу одно лесоперерабатывающее предприятие, где около полусотни рабочих мест.

– Мы вымрем, и все поля бывшего совхоза зарастут березняком, – уверен 64-летний житель Арбатов Василий Николаевич. – У нас все мужики, которые насовсем не уехали из села, которые с руками да головой, работают на вахте.

Больше светлых тонов в Абазе. Но это всего лишь на первый взгляд. Радостные интонации вносит ребятня. И женщины от 20 до самых преклонных лет. Только потом вдруг обращаешь внимание, что мужчин вокруг снова на порядок меньше, чем женщин.

30-40 летних мужчин на улицах города редко встретишь. В Абазе всего лишь одно предприятие, которое предоставляет работу со скромной, но с оговорками приемлемой зарплатой.

Фото: Артем Коротаев/ТАСС

На местном руднике можно заработать от 30 до 60 тысяч рублей и чуть более. Но для того, что от нижней отметки подняться до верхней надо отпахать пять и более лет.

– Я год отработал на шахте за тридцатку. Надоело. Я эти же деньги получаю в качестве продавца-консультанта, – говорит молодой человек Игорь.

Его ровесники делают другой выбор – они уезжают на вахту. Идут по наторенной дороге, проложенной их старшими братьями, а то и отцами.

– Я приехал в Талнах и обалдел. Такое впечатление, что идешь по Абазе, почти каждый второй знакомый, – рассказывает Юрий. – По первости платили по 70 тысяч рублей в месяц, потом – 100 тысяч. Но график жесткий  – каждый день по 12 часов, а потом на два месяца отпуск.

Однако Юрий, поразмыслив на пару с женой, решил больше не ездить на вахту. За двухмесячный отпуск большая часть денег уходит на расходы, которые необходимы для семьи. А потом – сами посудите: он без жены, она без мужа в течение двух месяцев, когда им обоим по 30?!

Фото: Freepik, freepik.com

Юрий вернулся в строительную бригаду, где раньше работал. Повезло… ну, относительно. Зарплата по МРОТу, остальное – в конверте. Получается около 40-50 тысяч рублей в разгар строительного сезона.

Когда тебе 30 лет, то особо не задумываешься о размере пенсии, и это будет уже другая проблема на старости. Как у парня продавца-консультанта, который на руки получает тридцатку, а расписывается в ведомости за 16 тысяч рублей.

Ближе к столице, к Абакану, на первый взгляд ситуация по возрастным и гендерным признакам гораздо лучше, чем в «глубинке». Обманчивая картинка. Так, сказать, половозрастных мужчин в Абакане на порядок меньше женщин в расцвете сил. Номинально, по регистрации места жительства  мужчины, вероятнее всего есть, но по факту они на… выезде. Наши мужчины работают по всей России. Предпочитают север Красноярского края, Ямал, Якутию, а строители выбирают Московскую область и Санкт-Петербург.

Бывшая жительница Абакана Юлия, переехав в Санкт-Петербург, заказала бригаду строителей из Хакасии для отделки своей новой квартиры.

– Цены услуг питерских строителей запредельные, еще неизвестно качество их работ. Поэтому  решила пригласить мужиков, которых знаю по Абакану. Мне было выгоднее оплатить им проезд и проживание, заплатить за работу, – рассказывает Юлия, добрым словом вспоминая родных строителей.

Демографическая статистика по Хакасии удручающая. За 10 лет население республики  сократилось почти на 10 процентов.

Самая худшая тенденция – мужское население, то самое, трудоспособное, уменьшилось на порядок.

Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

Надеемся, что мужики не вымерли, а только уехали на заработки. Разумеется, не от хорошей жизни, а за лучшей долей для своих родных и близких.

Женщины не желают мириться с нищенской зарплатой, а мужчины едут за самоутверждением в дальние края в поиске достойных зарплат. Дай Бог, чтобы не потеряли семью в погоне за «длинным рублем».

Впрочем, это личная проблема каждого, но только не правительства Хакасии. Складывается впечатление, что обитателям Серого дома с хорошими зарплатами нет дела ни до демографии, ни до снижения количества жителей, ни до антирекордов по разводам, одиноким женщинам, разрушенным семьям…