«Госпожа канцелярия», или как живётся учителям Хакасии в условиях отмены бумажной волокиты?

В России уже несколько месяцев действует закон, принятый в июле Госдумой РФ, о снятии излишней «бумажной» нагрузки на учителей. Но в полную меру принятый закон о дебюкратизации пока не заработал. Как сообщают «Известия», почти 60% учителей вынуждены заполнять лишние документы, которых нет в перечне пяти обязательных, утвержденном Минпросвещения к 1 сентября. Между тем, 40% педагогов ощутили реальное облегчение в своей работе и сообщили, что за последние три месяца не приходилось готовить документы сверх списка. Данный мониторинг провели Общественный совет при Рособрнадзоре и «Единая Россия».

Мы решили выяснить, как обстоят дела в Хакасии и провели свой опрос среди представителей педагогического сообщества Абакана.

О том, что нагрузка у учителей очень высокая и без бумажной отчётности, заявляет директор одной из школ республиканской столицы. По словам руководителя учебного заведения, с введением различных новшеств, практически нет ощущения, что нагрузка как-то убавилась.

– Дело в том, что очень много платформ открывается, очень много мероприятий, каждое из которых и хорошее, и очень достойное. Но они сыплются на нас, как дождь. И это – необходимость участвовать и в опросах, и во всевозможных платформах. Такое ощущение, что с одного конца убавляется, а с другого прибавляется. Но лишнего мы с учителей не спрашиваем. По – возможности, если что-то нам спускается из Управления образования, завучи стараются взять на себя, чтобы лишний раз не нагружать педагога.

Начальник Управления образования Абакана Ольга Усольцева также отмечает, что вопрос с «бумажной» нагрузкой учителей достаточно спорный:

– На мой взгляд, как таковой тенденции к уменьшению нагрузки нет. Да, определены сейчас основные документы, которые обязан учитель выполнять в рамках своих функциональных обязанностей, но, вместе с тем, идёт очень много различных мероприятий, которые требуют определённой отчетности: мероприятия по воспитанию, патриотическое движение, экологическое образование и другие направления. В плане воспитания, конечно, идёт достаточно много документов федерального уровня.

Ольга Усольцева сделала акцент и на различных мониторингах, которые приходят из федерального центра.

– И, хотя, ими занимаются в основном администрации школ, также приходится брать информацию у учителей, а это тоже дополнительная отчётность, – пояснила Усольцева.

О том, что бумажной волокиты, всё-таки, стало немного меньше, считает учитель одной из Абаканских школ, которая захотела сохранить анонимность. По словам педагога, бюрократическая нагрузка снизилась за счёт перехода некоторых отчётов в электронный формат:

– В этом году с 1 сентября часть бумаг ушло в электронный вариант. Например, убрали бумажный журнал, а оставили только электронный, чем спасли наше время. Подготовка к конференциям, семинарам также ушли в электронный вариант. Кроме этого, четко стали действовать по пяти необходимым документам, которое нам прописало Минпросвещения. Но, в нашей школе активно существует ситуация с воспитательной работой. А этот блок требует от нас и планы и отчеты по ним. Естественно, по каждому проведённому мероприятию мы должны написать отчёт.  

Педагог отметила, что учителей также волнует вопрос аттестации, который проходит раз в пять лет. Этот документ пока бумажный и трудоёмкий. Педагогу приходится за пять лет собирать всю информацию, что занимает много времени. Но, в ближайшее время, поясняет преподаватель, на Госуслугах будет разработан формат, куда можно загружать свои значимые достижения, и автоматически придёт аттестация на ту или иную категорию.

Напомним, что согласно приказа Минпросвещения, учитель обязан заполнять 5 документов:

– рабочую программу учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;

– журнал учета успеваемости;

– журнал внеурочной деятельности;

– план воспитательной работы (для классных руководителей);

– характеристику на обучающегося (по запросу).

С января 2023 года Рособрнадзор намерен отслеживать динамику сокращения бумажной нагрузки на учителей. А к весне появится карта самых забюрократизированных регионов. И спрашивать собираются с глав субъектов, пишет сегодня «Российская Газета».

Удастся ли грамотно Министерству образования Хакасии скоординировать работу по минимизации «бумажной» нагрузки, и какое место в этой самой карте займет республика, покажет время.