Игорь Пономаренко: На проблемы угольной отрасли в правительстве Хакасии не реагируют

Депутаты Верховного Совета Хакасии обратились к Председателю Правительства России Михаилу Мишустину с просьбой от угольных предприятий республики – установить квоту на экспорт угля и предоставить доступ угольным предприятиям Хакасии для экспорта угля в восточном направлении.

Напомним, что с января по август 2022 года было отгружено более чем на 2,5 млн тонн меньше, чем в прошлом году. По отдельным угледобывающим предприятиям в августе отгрузка угля упала в 4 раза. В целом по отрасли снижение составило почти 15%. В сентябре объем вывоза составил 57,4 тыс. тонн.

Однако обращение парламентариев не вызвало не то что восторга, но даже оптимизма угольщиков. О причинах такого отношения рассказал «АИС» депутат Верховного Совета, заместитель директора угледобывающего «Разреза Аршановский» Игорь Пономаренко.

Сам он не был на вчерашней сессии регпарламента по уважительной причине — находился в Ростове-на-Дону по пути в сражающийся Донецк.

– Я не присутствовал на сессии, но прочитал обращение, которое приняли депутаты. И в этом документе опять лишь общие фразы: «Помогите, у нас не так, у нас не то…». И нигде не прозвучало напоминание о том, что Президентом России был согласован вывоз из Хакасии 8,6 миллионов тонн угля на этот год. И есть резолюция Владимира Владимировича на соответствующем письме. К сожалению, получилось так, что наша исполнительная власть так и не смогла доказательно подтвердить необходимость для нас такого объема, наоборот ещё и согласилась на снижение вывоза до 5 миллионов. 

Еще полгода назад мы, угольщики, били во все колокола, предупреждали: «Ребята, очнитесь — будет провал!». Но кроме негатива в свою стороны ничего не услышали. Теперь, через полгода наконец-то до них дошло и они поняли реальную картину.

С одной стороны, лучше поздно, чем никогда. Но с другой стороны, принятое обращение депутатов — это просто выстрел в воздух. 

Чтобы была надежда на результат, руководству Верховного Совета нужно было предварительно проработать тему с руководителями угледобывающих предприятий, попросить у них конкретные предложения и цифры к федеральному центру. Чтобы не вышло опять, как у губернатора Коновалова, который в начале августа на совещании в АО «РЖД» сказал: «Оставьте нам вывоз на уровне 2021 года». Вот и оставили те самые 5 миллионов тонн, вместо 8,6 миллионов, согласованных Президентом страны. Ну, раз губернатор сам об этом попросил. 

Сейчас правительству России и АО «РЖД» нужны от нас конкретные цифры, сравнительные таблицы и все это предельно четко должно быть кем-то озвучено. К сожалению, в нашем республиканском правительстве, видимо, нет людей, которые способны такое грамотно и доходчиво изложить. Но если сами не могут — пусть обратятся к руководителям промышленных предприятий, за каждым из которых стоят тысячные коллективы. Промышленники сумеют и в РЖД, и в других ведомствах четко довести нашу позицию и доказать, что снижение квот на вывоз — это просто катастрофа для республики.

Как бы некоторые у нас в Хакасии не любили угольщиков, которые якобы портят экологию, но угольщики сегодня — это 55% всех доходов республики. 

А сейчас все сделано неправильно. Ну, приняли обращение к премьер-министру. Но никакой конкретики в нем нет. Просто обращение ради обращения. 

Я считаю, что под этим обращением должны быть подписи тысяч горняков из коллективов. И сам текст обращения должен быть откорректирован с участием руководителей предприятий. Тогда это будет иметь какую-то силу. И озвучить его должны тоже профессионалы, а не люди, по непонятным причинам занимающие свои должности и не понимающие, что вообще происходит. 

А такие непонятные люди даже про бюджет Хакасии на будущий год сказали, что в нем «будет лишь небольшое снижение». На самом деле при нынешнем положении дел бюджет сократится вполовину! Нужно смотреть – какой был бюджет в 2020 году, когда рухнули до дна цены на уголь – и вот это же мы получим в 2023 году. Неужели этого никто не понимает? Мне это странно. 

Создается впечатление, что правительство Хакасии умеет считать только те деньги, которые уже получили. А ведь нужно еще понимать, как их заработать. Но в нашем правительстве, к сожалению, просто статисты. Когда им само-собой что-то сваливается, они нападают и начинают распределять. А вот откуда и что приходит — там никого не интересует. Да и как может интересовать, если состав правительства меняется каждые три месяца. Все с должности на должность скачут и никто ни за что не отвечает. 

К примеру, сейчас за финансовый блок у нас отвечает человек, занимающий две должности, причем одна из них – в Москве. Видимо, финансовые вопросы правительству совсем не интересны. Также их не интересует, как деньги зарабатываются. Они способны только посчитать и потратить. А дальше хоть трава не расти. 

Поэтому на проблемы угольной отрасли в правительстве сейчас вообще не реагируют. Смотрят со стороны, как руководители предприятий чего-то пытаются сделать, и депутаты об этом суетятся. А они решили посидеть и посмотреть, куда кривая вывезет.