Хватит гнать: Минтранс не исключает корректировки ПДД в отношении самокатчиков

Фото: teksomolika, ru.freepik.com

С 1 марта 2023 года в России вступили в силу изменения в Правила дорожного движения: с появлением стремительно набирающего популярность нового вида транспорта – средств индивидуальной мобильности (СИМ), то есть самокатов и моноколес – возникла и необходимость в регулировании их поведения на дороге.

К сожалению, нововведения дались страшной ценой – ценой здоровья, а порой и жизни многих россиян, пострадавших по вине самокатчиков.

Целых три года Министерством транспорта РФ и ГИБДД велась интенсивная работа по подготовке правил передвижения СИМ. Для них ввели особые запрещающие знаки, ограничения по выезду на проезжую часть и даже установили порог скорости – до 25 км//ч. Однако власти почему-то разрешили самокатчикам проезд по тротуарам – «в определенных случаях», не оговорив, кто будет оценивать определенность этих самых случаев. Именно этот пункт, по мнению многих наблюдателей, перечеркивает все усилия по наведению порядка в сегменте двух- и одноколесного транспорта.

Фото: aleksandarlittlewolf, ru.freepik.com

В частности, пишет «Коммерсантъ», глава комиссии по транспорту заксобрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилев выступил с резкой критикой новых ПДД и даже потребовал перенести дату их вступления в силу. По его словам, именно разрешение ездить на электросамокатах по тротуарам со скоростью 25 км/ч несет угрозу как самим самокатчикам, так и пешеходам, а значит, впереди нас ждет очередной всплеск аварийности.

Однако в Минтрансе предложение питерского депутата не поддержали, заявив, что говорить о корректировке правил можно будет не раньше сентября – пока не появится анализ «правоприменительной практики».

«Полагаем, что необходимость внесения изменений в правила должна определяться с учетом результатов правоприменительной практики, – цитирует издание ответ Минтранса. – В связи с непродолжительным сроком применения новелл практики на данный момент недостаточно».

Фото: Freepik, ru.freepik.com

Также в ведомстве добавили, что время до сентября власти регионов с успехом могут использовать для создания и развития соответствующей инфраструктуры для СИМ – обустройства выделенных велодорожек, территорий для «покатушек», парковок для самокатов. Эту, на наш взгляд, утопическую позицию разделяет и начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД Дмитрий Митрошин. Он считает, что рост аварийности объясняется темпами распространения электросамокатов, в том числе и благодаря шеринговым сервисам. Последние, по его мнению, должны активнее заниматься пропагандой безопасного вождения, а регионы должны развивать инфраструктуру для катания, чтобы пользователи СИМ не ездили по тротуарам.

Или разрабатывать и внедрять свои, сугубо региональные методы воздействия на «рулевых». Абаканский Совет депутатов, к примеру, еще в прошлом году утвердил свод правил для электросамокатов и гироскутеров. Любителей погонять пригрозили наказывать за катание в «Орленке» и парке «Победы», а также на детских, спортивных площадках и парковках. Также электросамокатчикам ограничили максимальную скорость движения: в городских парках и скверах она не может превышать 15 км/ч, по городу можно кататься со скоростью до 25 км/ч.

Справедливости ради, впрочем, стоит отметить: сумма штрафов за нарушение правил смехотворна – от 1000 до 3000 рублей, а статистику пострадавших в ДТП с самокатами в региональном ГИБДД, по крайней мере до марта этого года, и вовсе не вели.