Ксения Буганова – о необходимости социальной поддержки участников специальной военной операции

23 сентября вышел экстренный выпуск программы «Хакасия говорит». В студии лидер народного фронта в Хакасии Ксения Буганова и тема нашей программы – социальная поддержка участников специальной военной операции.

Я сегодня хочу обратиться ко всем жителям Хакасии, кто в эти дни встревожен последними политическими событиями в стране и мире, кто встревожен объявленной частичной мобилизацией. Я прекрасно понимаю все ваши переживания, все ваши волнения, особенно тревоги тех, чьи родные и близкие скоро поедут на Украину выполнять свой государственный долг. Моя семья тоже в этой ситуации. Я, как руководитель президентской организации, организации, которая обязана защищать права и интересы жителей. А право на мир – это то же право, которое я должна защищать. Я тоже готова поехать в ближайшее время помогать нашим военным. Мои коллеги, руководители Народного фронта в других регионах, которые находятся рядом с Украиной, уже работают на территории Луганской и Донецкой республик. Они выполняют гуманитарную миссию, они помогают мирному населению, которое сегодня находится под обстрелами.  Я уже сообщила своему федеральному руководству, что в ближайшее время я готова сменить их на этом посту.

Да, конечно, страшно, как любому нормальному человеку. Потому что страх – это вообще естественная реакция организма, это естественно – реагировать на возможную опасность страхом. Но как сказал мой коллега, очень уважаемый человек, эксперт Народного фронта, Александр Пащенко, который недавно вернулся из Херсонской области – бояться не стыдно, стыдно и позорно трусить.

Это не только мой гражданский долг, это, прежде всего, родительский долг. У меня трое детей, я не хочу, чтобы мои дети, ни на день не на миг, ни на час узнали, что такое ужасы нацизма, чтобы они испытали это на себе. Я не хочу, чтобы они жили в том аду, в котором 8 лет жили жители Донецка и Луганска. И я не хочу, когда всё закончится, а всё обязательно закончится в пользу России, чтобы моим детям было за меня стыдно, что другие пошли их защищать, а я нет. Я хочу, чтобы они гордились мной, как я всегда гордилась своими дедушками и бабушками, которые в далекие сороковые отстояли не только нашу страну, но наш мир от нацистов.

Я знаю, что в нашей стране, в нашей Хакасии очень много мужественных людей. И сейчас то время, когда мы все должны объединиться против нацистов и фашистов и помогать. Можно не только на фронте с оружием, сейчас как никогда важна помощь каждого из нас здесь в тылу. Я благодарна всем жителям Хакасии, которые нам в течение нескольких месяцев помогают собирать гуманитарную помощь. Причём не только гуманитарную помощь для мирных жителей, но и для военных ребят, и наших военных, и военных ДНР и ЛНР, которые отстаивают и нашу страну в том числе.

Буквально на днях ОНФ выступил с предложением, даже с требованием, принятия срочных мер поддержки участников спецоперации, а также их семей. О чём идёт речь и как так совпало, что это буквально произошло за считанные часы до исторического выступления нашего национального лидера?

Это на самом деле совпало. Мы уже не первый день и даже не первую неделю об этом думали, потому что, во-первых, мы считаем, что это правильно. Люди, которые сегодня уходят защищать нашу родину. Я ещё раз повторю, не только граждан Украины, наших соотечественников на украинской территории, они защищают, в том числе, и нашу родину, наши семьи. И они должны знать, что когда они там защищают нас, здесь мы защищаем и обеспечиваем всем необходимым их семьи. И не только на период пока они там, но и вообще в принципе.

В чём суть вот этих предложений? В чём суть поддержки?

Это не только федеральные меры, они есть, я говорю о том, что должны быть ещё меры поддержки на региональном уровне. Одним из первых регионов, который ввёл дополнительные социальные программы для поддержки участников военной операции в семьях – это был Приморский край. И по поручению губернатора края Олега Кожемяки была срочно введена специальная программа. Её поддержал президент страны Владимир Путин и порекомендовал её распространить на все регионы. Это было в мае. Эту инициативу подхватили многие регионы. Знаю, что в Мурманской области уже введены, Волгоградская присоединяется, Костромская область, Кемеровская недавно присоединилась. И жаль, что Хакасия пока не присоединилась. Этот недочёт нужно срочно исправлять и в кратчайшие сроки принимать, учитывая, что у нас объявлена частичная мобилизация. Это нужно делать крайне быстро и крайне срочно.

Что уже делают другие регионы? Во-первых, они ввели бесплатное питание для детей в школах, у которых отцы и даже матери принимают участие в военной операции. Это льготы на транспортный налог, это предоставление субсидии на покупку или строительство жилья, это дополнительная бесплатная диспансеризация. И много-много еще, чем обеспечивают участников специальной военной операции, не только на момент их выполнения долга, но и по их возвращению. Поэтому мы считаем, что в Хакасии такая программа тоже должна быть!

Вы достаточно подробно знаете реалии, в которых живёт правительство Хакасии, экономическую ситуацию в республике, в том числе, состояние бюджета. Что бы вы конкретно, учитывая эту позитивную практику других регионов, что мы можем перенести на хакасской землю? И какие меры поддержки, вы считаете, сегодня правительство Хакасии способно реально оказать тем героям, кто защищает нас, и их семьям?

Учитывая ту информацию, которая уже неоднократно тиражировалась во многих СМИ, о том, что у нас в этом году профицит бюджета, причём, если не ошибаюсь, называется сумма в 10 млрд. Этих 10 миллиардов хватит на расширенные меры поддержки не только участникам специальной военной операции. Сейчас то время, когда надо социально поддерживать весь народ, не только тот, который уходит защищать Родину, но и который здесь остаётся.

В целом поддержать благополучие, устойчивое психологическое состояние и так далее.

Мы предлагаем большую часть профицита направить на поддержку населения и, в том числе, на поддержку участников СВО и их семьи.

Ваш призыв поддержали и другие общественники, например, общественная организация воинов железнодорожников и ветеранов военной службы.

Председатель общественной организации воинов железнодорожников и ветеранов военной службы «Единство» Александр Рузайкин: «Чтобы поддержать военную службу, нужно ввести льготы для военнослужащих, не только которые сейчас участвуют в специальной военной операции, но и те, кто недавно уволились. Чтобы они видели, что после оставления службы, они не будут брошенными. Такие льготы раньше были, до 2011 года. Это, например, льготы по коммунальным услугам, ветеранам военной службы – 30 процентов и более, до 50% была льгота по коммунальным услугам. Военнослужащие, которые возвращаются, и к сожалению, которые погибли, чтобы от республики не только та финансовая помощь была, которая в рамках федеральных программ предусмотрена, но было предложение награждать медалью «За заслуги перед республикой».  Многие служат до сих пор здесь, воинские части всегда привлекались, когда республике помощь нужна была при каких-то чрезвычайных ситуациях. Многие служат в других регионах, но являются постоянными жителями Республики Хакасия, их семьи здесь проживают, нужно взять на контроль их семьи, трудоустраивать их жён, детей, чтобы люди чувствовали себя защищёнными».

Вы постоянно находитесь в режиме достаточно жёстких переговоров с правительством и наверняка представляете, каким образом добиться того, чтобы эти меры были действительно приняты не на бумаге, а дошли до каждого?

Я понимаю, что у правительства сейчас много задач, в том числе частичная мобилизация. Поэтому мы забрали инициативу на себя, мы намерены уже в начале следующей недели на базе администрации Абакана провести расширенное заседание. Уже политические партии выражают согласие принять в нём участие. Мы пока обзвонили не все, но я не сомневаюсь, что согласятся все. Мы должны собраться вместе и очень оперативно совместно разработать программу, чтобы как можно быстрее на уровне региона её можно было принять.

Будет ли какая-то отдельная работа с депутатским корпусом, с депутатами муниципального звена, с главами районов? Есть ли уже какие-то намётки в этом взаимодействии?

Мы всегда взаимодействуем с муниципальными образованиями. Как раз работа с муниципальными властями у нас выстроена очень хорошо. И у нас нет ни одного такого муниципального образования, который бы не откликались на какие-либо предложения или просьбы Народного фронта, поэтому не сомневаюсь, что и на эту просьбу они тоже откликнутся и примут всестороннее участие. С правительством мы тоже проговорили этот момент, они тоже готовы принять участие в этом совещании, согласны с нашим предложением, что же всё-таки надо эти меры выводить. Поэтому я думаю, что всё будет хорошо, на следующей неделе мы сформируем этот пакет и дальше уже депутаты Верховного Совета должны как можно быстрее принять их, чтобы они начали действовать.

Мы с вами переживаем исторические времена, по-настоящему. Я считаю, что нам даже повезло жить в такое время, когда Россия действительно проявляет себя достойно на мировой арене. Вы постоянно общайтесь с людьми, у вас огромный поток жалоб, обращений, контактов по всей территории Хакасии. Как вы видите позицию жителей Хакасии по отношению к важнейшим событиям – это предстоящие референдумы освобожденных территорий?

Я практически в ежедневном режиме общаюсь с нашими жителями, не только по местным проблемам, но и вообще по их позиции, что происходит в стране. И буквально сегодня я общалась на улице с людьми, как раз спрашивала их отношение к тому, что будут проводиться референдумы.  Я не буду пересказывать то, что они говорили, я хочу сказать только одно – я горжусь их позицией.