Переселенцы в Майна годами «моржевали» по вине саяногорских чиновников
Точку в очередном скандале с исполнением нацпроектов на днях поставил Саяногорский городской суд. В центре событий оказался дом №31 по ул. Короленко рабочего поселка Майна, который построили для переселения людей из аварийного жилья. Здание возвели, людей заселили, однако температура «горячей» (именно так, в кавычках) воды в кранах там была далека от всех нормативов.
По всей видимости, саяногорские чиновники были уверены, что сделали для переселенцев все причитающееся: стены стоят, крыша на голову не падает, а горячая вода – это так, баловство одно.
К счастью, с этим не согласился суд Саяногорска, куда в интересах десятков замерзающих под ледяной водой людей обратился городской прокурор.
В ходе прокурорской проверки, доложил он, было установлено, что в нарушение Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок горячая вода в квартирах новостройки имела температуру от 34°C до 39°C, тогда как по нормативу (что в 2022 году было подтверждено Верховным судом) значение должно лежать в границах 60-75 градусов.
Однако теплообменник, расположенного в двухэтажке теплового пункта, попросту не справлялся с нагревом воды до необходимого показателя.
И дело здесь даже не в качестве и эксплуатационных характеристиках оборудования, а в пренебрежении обязанностями должностных лиц, которые «не обеспечили подрядную организацию технической документацией для выполнения теплового пункта дома пригодного к эксплуатации и приняли объект в эксплуатацию при ненадлежащей работе оборудования».
– Поскольку указанные упущения повлекли нарушение прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, суд удовлетворил иск прокурора, обязав комитет ЖКХиТ Саяногорска реконструировать теплообменник и обеспечить надлежащую температуру горячей воды в указанном жилом доме, – подтвердили в пресс-службе Саяногорского суда, добавив, что решение пока не вступило в законную силу.
А ведь с какой помпой с каким пафосом чиновники отчитывались о строительстве дома для переселенцев из аварийного жилья, которое шло в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда».
Возведение его началось еще в 2019 году – перевезти из разрушенных бараков в чистенькие комфортные квартиры должны были 65 человек.
«Жители поселка с нетерпением ждут новоселья», «в скором времени их мечта осуществится», «уютные квартиры примут своих хозяев» – такими словооборотами изобиловали официальные релизы правительства республики.
В тяжелом для всех ковидном 2020-м году долгожданный переезд все же состоялся. Но счастье людей было недолгим: торопившиеся заявить об очередной победе на фронте исполнения нацпроектов чиновники, как говорится, не докрутили, не допилили, (а может и наоборот – «попилили»).
С нацпроектами в Хакасии вообще беда. Часть из них оказалась сорвана, часть – исполнена с нарушениями. Непаханое поле для надзорных органов, подтверждают в республиканской прокуратуре.
Только в 2023 году прокурорские работники направили в суды общей юрисдикции в порядке гражданского и административного судопроизводства 111 исков, в которых потребовано устранить нарушения законодательства в сфере реализации нацроектов.
«Демография», «Здравоохранение», «Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Цифровая экономика», «Культура», «Образование» – легче сказать, где нарушений выявлено не было. Вернее, хотелось бы сказать.
Недооснащенные медицинским оборудованием и изделиями амбулатории и фельдшерские пункты, площадки для проведения массовых мероприятий в школах – без положенной по нацпроекту звуковой аппаратуры, десятки стихийных свалок, ни ликвидацию которых тоже выделялись федеральные деньги, неблагоустроенные дворовые территории, дороги – без дорожных знаков, остановочных павильонов и расползающимся на глазах асфальтовым покрытием проезжих частей.
Количество пресеченных нарушений только к середине прошлого года исчислялось сотнями.
…Теплообменник в доме Майна, надеемся, все же установят – вряд ли власти Саяногорска рискнут оспаривать решение суда.
В конце концов, ледяной душ требуется самим чиновникам, чтобы те не забывались и не забывали: не народ для них, а они – для народа.