Подрезали крылья: авиакомпании отменяют внутренние рейсы из-за сокращения объема господдержки

Фото: Freepik, ru.freepik.com

Несколько российских авиакомпаний заявили об отмене внутренних перелетов из-за нехватки денег – государственных. Речь идет о региональных рейсах, которые совершаются в обход Москвы в рамках субсидирования по постановлению правительства №1242. Цифры секвестирования называют разные: так, один источник в беседе с «Известиями» сообщил о сокращении объема финансирования на 1,5 миллиарда рублей, другой источник назвал цифру в 2,4 миллиарда рублей.

По данным издания, больше всего отмененных рейсов в Омской и Тюменской областях, Татарстане, Санкт-Петербурге, Дагестане и Северной Осетии.

– Росавиация подошла к вопросу формально: убрали из программы те маршруты, на которые авиакомпании еще не заключили договоры о софинансировании рейсов с региональными властями, – поясняет издание со ссылкой на собственный источник.

В связи с этим авиакомпании начали «подчищать» свои полетные программы: к примеру, Nordwind Airlines отменила полеты из Нижнего Новгорода в Петрозаводск и из Кемерово в Читу, а авиакомпания «Россия» (группа «Аэрофлот») заявила об отмене перелетов по маршруту Санкт-Петербург – Тобольск.

Фото: fabrikasimf, ru.freepik.com

Впрочем, как справедливо замечают эксперты, почти все отмененные маршруты и так были не очень востребованы пассажирами, а потому их отмена не должна вызвать негативного социального эффекта.

– Если бы резали финансирование для рейсов на Дальний Восток, было бы возмущение, – заявил «Известиям» ведущий эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко, заметив, однако, что сокращение поддержки межрегиональных рейсов болезненнее для отрасли, «ведь эти маршруты несколько лет раскатывались, чтобы выйти на окупаемость».

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев также заявляет, что сокращение финансирования не драматическое и больших негативных последствий от него не будет:

В целом пересмотр программы с точки зрения оптимизации маршрутной сети назрел, и ничего драматического нет в том, что несколько сократятся рейсы, дублируемые наземным транспортом.

Фото: jcomp, www.freepik.com

Гораздо сильнее авиаперевозчиков беспокоит другой факт – отсутствие антисанкционных субсидий в размере 100 миллиардов рублей, которые помогли отечественной авиаотрасли продержаться в воздухе в прошлом году.

Этот год для перевозчиков в сравнении с предыдущим окажется более тяжелым. Сейчас складывается ощущение, что рассчитывать на субсидию в 100 млрд не приходится. Этот фактор для отрасли более болезненный, чем частичный пересмотр программы № 1242, – считает Пантелеев.

Фото: Максим Решетников, government.ru

Напомним, ранее глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников в ответ на угрозы руководителей авиакомпаний повысить цены на авиабилеты до 30%, в случае отсутствия господдержки, посоветовал умерить пыл:

Понятно их желание заработать прибыль, мы всячески это приветствуем, но прибыль должна зарабатываться за счет массовой доступной услуги, а не за счет допродажи 5% оставшихся кресел на борту за космические деньги, – заявил министр.

Неизвестно, прислушались ли авиакомпании к намекам министра, но на этой неделе прозвучали уже новые прогнозы. В ходе совещания президента Владимира Путина с правительством Максим Решетников сообщил: цены на авиабилеты на лето этого года прибавят лишь 10% по сравнению с ценами годом ранее. При этом правительство спрогнозировало и рост туристического потока в этом сезоне – на 5%.