Предпринимателей Хакасии хотят оградить от потребительского экстремизма
Президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин считает, что пришло время пересмотреть федеральный закон «О защите прав потребителей» в пользу… предпринимателей. Письмо с соответствующими аргументами уже направлено руководителю Роспотребнадзора Анне Поповой – с текстом обращения ознакомилась «Российская газета».
Примечательно, что, сведя суть претензий в целом к борьбе с потребительским экстремизмом, глава ТПП имел в виду сферу торговли электроникой. По его словам, именно продавцы бытовой электронной техники, различных девайсов и гаджетов чаще всего становятся заложниками таких ситуаций, когда закон позволяет покупателям получать с предпринимателей компенсации, в несколько раз превышающие стоимость самого товара.
Более того, в беседе с «РГ» председатель Совета ТПП РФ по развитию электронной коммерции Алексей Федоров рассказал, что, например, в Самарской (в этом регионе суд удовлетворил иски в пользу покупателей почти по 5000 дел), Саратовской областях, в Москве, Санкт-Петербурге и в Башкортостане действуют целые «организованные банды юристов», которые профессионально наживаются на судах с продавцами электроники.
– Злоумышленники покупают дорогую электронику, например, элитные модели смартфонов, и намеренно сжигают их в микроволновках. После чего сдают в «прикормленные» экспертные организации, где получают заключение о производственном дефекте. На основании такой экспертизы юристы подают заявление в суд, – поведал Федоров.
После злоумышленники, по его словам, намеренно тянут время, уклоняясь от возврата денег за испорченный товар, потому что знают: по закону о защите прав потребителей до момента полной выплаты денег на ритейлера налагается неустойка в размере 1% в день от стоимости товара. И только спустя год или даже позже, наконец, обращаются за возвратом средств, получая при этом сумму, в 3-5 раз превышающую первоначальную стоимость товара.
В связи с этим ТПП предлагает:
- ограничить размеры неустоек и штрафов
- уточнить требования к экспертным организациям
- продлить сроки удовлетворения требований потребителя
- расширить перечень причин освобождения продавца от ответственности перед покупателем
Эксперты, однако, считают, что единичные – в масштабах всей России – ситуации не могут являться причиной для изменения законодательства. И призвали прежде разобраться с «аномальной работой судов и экспертных организаций», которые выносят тысячи положительных решений в защиту покупателей, что наводит мысль об обычном сговоре.
– Нельзя допустить, чтобы у продавцов появилось больше возможностей для ущемления прав добросовестность потребителей, – заявил изданию глава организации «Общественная потребительская инициатива», замглавы общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов.