«Служение – это готовность взять на себя ответственность за историческую судьбу страны» – Дмитрий Земцов

Проректор Высшей школы экономики Дмитрий Земцов. Фото: официальный сайт ВШЭ, hse.ru

Российские вузы готовятся к внедрению в учебную программу нового курса «Обучение служением»: образовательный модуль был разработан по поручению президента Владимира Путина. По мысли президента, новый курс должен развивать в студентах стремление быть активным гражданином, воспитывать в них чувство ответственности, солидарности и сопричастности к политике, реализуемой государством. И, как бы странно это ни звучало, научить их быть милосердными – так поясняет миссию служения проректор Высшей школы экономики Дмитрий Земцов в интервью изданию «Ведомости».

По словам Земцова, еще в середине XIX века молодых юристов учили «любить людей», создавая для этого бесплатные юридические клиники для неимущих людей. В наше время определение «служение» оформилось во многом благодаря волонтерскому движению. Теперь обучение служением – с привлечением молодого человека к реальным делам – должно стать обязательным этапом взросления студента в вузовской жизни.

– Когда ты сделал что-то хорошее в своем районе, городе или стране и видишь результаты своего труда, то ты чувствуешь сопричастность. И в этом случае твои гражданские чувства значительно выше, чем когда ты просто о них и об их важности услышал, – поясняет Земцов.

По словам Дмитрия Земцова, обучение служением – это всегда командная работа, в которой ребятам будут активно помогать различные общественные объединения, социальные предприниматели, молодежные центры и конечно государственные учреждения. Только так, поясняет эксперт, можно быть уверенными, что проект, начатый студентами, обретет реальную жизнь и продолжится и после окончания образовательного модуля.

Более того, модуль «Обучение служением» не будет статичным, теоретическим – он предполагает экспедиции, в рамках которых студент, заявивший свой проект, может отправиться даже в другой регион, который, как он считает, наиболее подходит для реализации «доброго дела». Специально для этого, рассказал Земцов, была запущена программа «Открываем Россию заново», при поддержке которой университетские команды могут организовать свои экспедиции.

Эксперт признает: во многом курс «Обучение служением» будет перекликаться с принципами волонтерства. Но нюансы все же есть.

– Добровольчество – это формат внеучебной деятельности. Обучение служением – это практика позитивных преобразований в мире вокруг себя, интегрированная в образовательную программу. Студент, пришедший в российский университет, должен выйти из него и профессионалом, и гражданином, – уточняет Земцов.

Фото: официальный сайт ВШЭ, hse.ru

И еще один момент: отказаться от прохождения курса «Обучение служением» нельзя, равно как будущему айтишнику нельзя отказаться учить предмет «математический анализ», приводит пример проректор ВШЭ. Другое дело, что студент должен понимать всю важность преподаваемых основ деятельности на благо людям, он должен видеть, как лично он может менять этот мир. Ведь милосердие, убежден Дмитрий Земцов, заключено в каждой профессии.

– Важная особенность обучения служением – востребованность профессиональных компетенций студента. Если ты учишься на программиста, то мы тебя приглашаем писать код для хороших дел. Если на маркетолога – помочь НКО сформировать маркетинговую стратегию, привлечь партнеров и т. д., – объяснил эксперт.

Любое доброе дело в итоге складывается в настоящую государственную программу, а это значит, что вовлеченные в идею служения обществу люди так или иначе начинают больше понимать, любить свою страну и гордиться ею.

«Мы хотим возродить в российских университетах практику приобщения студентов к своей стране» – так описывает миссию нового образовательного курса Дмитрий Земцов.

– Если мы этот результат сумеем получить в университете, то за ним потянутся и все остальные результаты воспитательной работы – чувство сопричастности своей истории, культуре, языку, чувство гражданственности и ответственности за свою страну. Это также и готовность наследовать своим предкам и продолжать их дело, – заключил проректор ВШЭ.