Слышать голос жителей Хакасии или паразитировать на доверии: эксперты оценили инициативы ЕР и КПРФ

Фото: Яндекс.Дзен

15 марта на президиуме Верховного Совета Республики Хакасия обсудили проект закона, изменяющего порядок формирования партийных списков при выборах депутатов регионального парламента. С инициативой о сокращении общереспубликанской части партийных списков в пользу т.е. территориальных групп (иными словами, активистов из районов, деревень, сел и аалов Хакасии) выступил первый замсекретаря регионального отделения «Единой России» Денис Кабанов.

Двумя же неделями раньше президиум ВС рассматривал поправки, разработанные другим депутатом регпарламента – вторым секретарем Хакасского отделения КПРФ Григорием Назаренко. Его предложения, впрочем, были диаметрально противоположными: не сократить, а вдвое увеличить республиканскую часть списка – до 9 мест.

И ту, и другую инициативу депутаты приняли к рассмотрению; теперь они будут сообща решать, как пройдут выборы следующего состава Верховного Совета. Что же кроется за сухим и официальным текстом документов? Разобраться в этом журналистам помогали ведущие специалисты политической сферы из Российской ассоциации политконсультантов (РАПК).

Единороссы – за честный диалог и открытую конкуренцию

Усилить конкуренцию, повысить ответственность депутата перед жителями и расширить представительство территорий в составе Верховного Совета – если коротко, такие три ключевых пункта разработанных поправок обозначил их автор, Денис Кабанов, на своей странице «ВКонтакте».

Это усиление конкуренции внутри любой партии, а не только в «Единой России». Это необходимость ездить в муниципалитеты и работать с избирателями. Это гарантия для каждой территории Хакасии иметь своего депутата в Верховном Совете.

По словам народного избранника, его предложение придаст дополнительный стимул к работе представителям всех без исключения политических сил. В выигрыше останутся жители, за бортом – те политиканы, кто привык отсиживаться в уютных креслах, как в домике, не выезжая на территорию и не работая с людьми.

Фото: пресс-служба ХРО ЕР

Позицию Кабанова опрошенные агентством эксперты разделяют. В частности, по словам Даниила Ермилова, предлагаемый ЕР шаг будет стимулировать здоровую конкуренцию на благо общества.

Лидеры территориальных групп бьются за место в проходной части [списка]. Они будут «ближе» спускаться к людям, будут разговаривать, коммуницировать, доказывать, аргументировать. «Возникает политическая конкуренция, которая в конце концов всегда на руку избирателю, – указывает официальный представитель РАПК на Дальнем Востоке.

Предложение, с которым единороссы вышли в Хакасии, не уникально. Подобная практика широко распространена в других регионах страны, указывает вице-президент ассоциации Андрей Максимов: «Остается 3 человека в общем республиканском списке, а остальные — все — в территориальные группы».

В случае законодательных изменений, по мнению Максимова, выборы в Верховный Совет станут более насыщенными и конкурентными, причем конкурировать между собой внутри партии будут представители на разных территориях: «Гораздо проще провести большой список, чем большое количество маленьких списков… Сложнее, но, с другой стороны, технологически интереснее!»

А вот его коллега, член правления РАПК Олег Захаров, скорее, не видит проблем, даже если партии полностью откажутся от головной части списка, распределив все мандаты между кандидатами на территориях. В качестве примера ссылается на опыт Ярославской области (где, кстати, возглавлял региональный избирком).

«Это не проблема, если есть реальная поддержка населения. Она все равно так или иначе голоса избирателей конвертирует в мандаты. Партии значимые могут спокойно работать, это скорее бьет по партиям-симулякрам, у которых вообще ничего нет — тогда у них исключается возможность привлечь спонсоров и ЛОМов, на которых они “выезжают”», – пояснил нашему корреспонденту Захаров.

В КПРФ продолжают дело «красного коммерсанта» Семенова

О спонсорах, кстати говоря, опрошенные СМИ эксперты говорили не раз. Правда, когда указывали на возможную подоплеку действий депутата от КПРФ Григория Назаренко. Его законопроект направлен, наоборот, на расширение общесписочной части – в два раза от текущей, до 10 «несгораемых» мандатов.

В интерпретации Назаренко  – КПРФ печется лишь о том, чтобы вместить в список всех уважаемых и хорошо известных республике людей. Однако встает вопрос: если кандидат и впрямь известен, почему он боится «играть» на равных, конкурировать с оппонентами в открытой полемике, общаться с жителями каждого села или аала? Не кроется ли здесь лукавство?

Григорий Назаренко. Фото: стоп-кадр эфира ГТРК “Хакасия”

Разгадка проста: те, кого в Компартии называют «уважаемыми», по факту, скорее «состоятельные». Готовые участвовать в выборах собственным кошельком. Иными словами, речь идет о банальной «продаже» депутатского кресла, а то и не одного.

«Когда есть списки и у них есть «центральная» часть, всегда есть вероятность того, что в этой части окажется кто-то из спонсоров, которому мандат будет передаваться просто потому, что он финансирует избирательную компанию», – объясняет Олег Захаров. А его коллега Ермилов подтверждает: подобная схема прочно укоренилась в отечественных реалиях.

«В России это схема очень популярна — привлекаются деньги спонсоров. Они железно проходят, а деньги распределяются между участниками этой всей операции. Что-то идёт на партийный счёт, что-то — на погашение долгов, что-то идёт на компанию, не суть важно. Главное, что это гарантированные деньги», — указал собеседник агентства.

Почему-то сразу вспоминается эпопея автобусного короля Семенова – того самого, который по почте сложил полномочия депутата ВС РХ, предварительно улетев в теплый Тайланд. Именно он, как говорят знающие люди, выступал главным спонсором КПРФ на выборах 2018 года. Тогда дребезжащие и чуть ли не разваливающиеся на ходу автобусы, где принимали оплату за проезд исключительно наличными, были все сплошь уклеены агитками Компартии.

Время идет, Семенова в Хакасии уж нет, но страсть к торгашеству, похоже, у представителей КПРФ не искоренить. А потому вряд ли кто будет удивляться, если выяснится, что даже все 9 мандатов, о которых печется Назаренко, уже заранее поделены и расписаны.