Участников «агитационного челленджа» за лидера ЛДПР подвели под статью

Леонид Слуцкий. Фото: Максим Гучек/БелТА/ТАСС

Известный московский бизнесмен Андрей Ковалев (владелец удаленного Youtube-канала «Ассенизатор» и председатель Общероссийского движения предпринимателей, который отказался от выборов в Госдуму, чтобы, по его признанию, не нести полумиллиардные убытки) взялся за поддержку кандидата в президенты от ЛДПР. 10 марта коммерсант объявил о запуске т.н. «Слуцкий челленджа»: ежедневно он выдает задания и разыгрывает денежные призы среди разместивших видеоотчеты об их исполнении.

– Считаю необходимым Леонида Эдуардовича поддержать, и хочу, чтобы вы поддержали его идеи!! И в память о Владимире Вольфовиче объявляю о старте конкурса с внушительным, честным призовым фондом!! – объяснял свой замысел Ковалев на странице «ВКонтакте».

В качестве первого задания участникам челленджа предлагалось сделать 10 отжиманий от пола и опубликовать видеозапись в соцсетях с хештегом #ЗаСлуцкого: главным победителем этапа был назван 71-летний Владимир Хиряев из Махачкалы. Мужчина получил 10 000 рублей, еще по 1000 рублей получили участники, которых определил генератор случайных чисел.

Последующие задания, впрочем, оказались не столь же безобидными с точки зрения действующего законодательства.

Сперва Ковалев призвал подписчиков придумать «агитационный лозунг, кричалку или плакат» в поддержку кандидата в президенты от ЛДПР (победителей определили накануне, обладателями главных призов стали семейная пара и молодая мама), потом – записать видеоприглашение на выборы с условием, чтобы «каждый 15-17 марта пришел на избирательные участки и проголосовал за Леонида Слуцкого».

При этом соответствующие деяния являют собой незаконную агитацию за кандидата; согласно позиции Верховного суда РФ, участники флешмоба могут быть привлечены к ответственности по статье 5.12 КоАП.

Андрей Ковалев. Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Речь о прошлогодних разъяснениях ВС, которые широко обсуждались в СМИ и были в итоге отправлены на доработку. Как сообщал «КоммерсантЪ», граждане, если они не выступают от имени кандидата, не вправе изготавливать агитационные материалы за собственный счет или «из подручных средств».

При этом изготовлением агитматериалов считают не только заказ, но и выполнение соответствующих работ, а распространением — действия, направленные на получение этих материалов неопределенным кругом лиц (т.е. в том числе и размещение в Сети.

На факт того, что участники челленджа своими действиями скорее нарушают данное положение закона, указывает и политический юрист, член Российской ассоциации политконсультантов (РАПК) Олег Молчанов. В разговоре с «Новостями Хакасии» он также сослался на решение ВС РФ, и подтвердил: «действия граждан по изготовлению агитационных роликов за собственный счет образуют состав административного правонарушения».

– Ковалёв призывает граждан (третьих лиц) к правонарушениям за возможное вознаграждение, которое должно быть разыграно путём лотереи (что тоже сомнительно с точки зрения избирательного законодательства), – считает Молчанов.

Олег Молчанов. Фото: официальный сайт Российской ассоциации политконсультантов, rapc.pro

По словам эксперта, если бы ролики были изготовлены за счёт средств избирательного фонда, то граждане могли бы размещать их на личных страницах (как бесплатно, так и с оплатой им из средств избирательного фонда). К слову, подобную модель избрали в штабе кандидата в президенты Владислава Даванкова: желающие могут на специальном сайте создать себе брендированный аватар для соцсетей, «чтобы показать друзьям, что сторонников перемен в стране много».

А вот команда кандидата от КПРФ сколь-нибудь активную кампанию в интернет-пространстве не ведет и никаких акций среди сторонников Николая Харитонова не запускает.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях, изготовление или распространение агитматериалов с нарушением законодательных требований «влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей». В свою очередь, за нарушение порядка финансирования избирательно кампании (в т.ч. расходование в целях достижения определенного результата на выборах не перечисленных в избирательные фонды денежных средств в крупных размерах) предусмотрена уголовная ответственность (ст. 141.1 УК РФ). В последнем случае, впрочем, есть важная оговорка: речь может идти лишь о сумме, превышающей десятую часть предельного размера избирательного фонда, который для президентских выборов установлен в размере 400 млн рублей.

Таким образом, если суммарные затраты на «агитационный флешмоб» превысят 40 млн, то его инициатору будет грозить наказание от штрафа до лишения свободы на год.

Напомним, выборы президента России пройдут уже на этой неделе: голосование будет длиться три дня, с 15 по 17 марта. В качестве кандидатов, за которых россиянам предстоит отдать свой голос, выступают депутаты Владислав Даванков («Новые люди»), Николай Харитонов (КПРФ), Леонид Слуцкий (ЛДПР), а также действующий глава государства Владимир Путин.