В Хакасии уголь не столько греет, сколько кусается
Почти во всех муниципалитетах Хакасии начался отопительный сезон. Пока нет сообщений от жителей республики о проблемах с теплоснабжением в многоквартирных и частных домах, которые подключены к централизованному отоплению. Но отдельные домовладельцы уже начали жаловаться.
Хозяева индивидуальных домов самостоятельно решают вопросы обеспечения топливом на зиму. Из года в год они с недоумением и досадой узнают об очередном повышении стоимости угля. Хотя, по заверению правительства, в республике установлена предельная цена для собственных нужд населения: длиннопламенный камень – 2442,2 руб. за тонну, уголь бурый – 2342,3 руб.
В переводе на просторечный язык, это предельные отпускные цены балахтинского и черногорского топлива, соответственно.
Пресс-служба Госкомтарифэнерго Хакасии разъяснила потребителям, что предельные цены установлены на уголь со склада (базы). Дополнительные услуги (просеивание, погрузка, разгрузка, доставка) в эту цену не входят. Стоимость их не регулируется.
Цена на твердое топливо, по сообщению чиновников Госкомтарифэнерго, такая же, как в прошлом году. Вот только простые люди считают иначе.
– В прошлом году я заплатила за тонну балахтинского угля 3800 рублей плюс за доставку еще 500, – рассказывает корреспонденту ИА «Новости Хакасия» жительница Ольга из Абазы. – Нынче такой уголь стоит 4 тысячи рублей за тонну, а черногорский – 5 тысяч. Мне на зиму надо не меньше пяти тон, придется брать балахтинский и выкладывать 20 тысяч, да еще за доставку платить.
Ценник на топливо в Абазе существенно выше, чем в Абакане. В столице, судя по объявлениям, перекупщики продают тонну балахтинского угля за 2300 рублей, черногорский – за 2400.
Где и как затариваются топливом эти продавцы – вопрос интересный. Частник, который занимается продажей угля в Абазе, говорит, что на складе в разрезах балахтинский уголь продают по 1700 рублей за тонну, а черногорский – 3500 рублей.
– Так уголь надо еще привезти, просеять и доставить покупателю. Еще надо выделить деньги на дизель, запчасти, зарплату людям, – поясняет перекупщик систему ценообразования.
Перекупщики предлагают покупателям войти в их положение и понять. Впрочем, у людей нет выбора, и они берут топливо по той цене, которая сложилась на рынке.
Но это лишь в том случае, если есть деньги в семейном бюджете.
На такие расходы нет средств у жителей сел и деревень Таштыпского района. Например, жительница Арбатов Наталья говорит:
– Да мы уже забыли, когда последний раз покупали уголь. Если в Абазе такая дороговизна, то к нам перекупщики даже не заглядывают с такими ломовыми ценами!
Судя по отсутствию информации в сети и на официальных сайтах, жалоб на перекупщиков в Госкомтарифэнерго нет. Хотя ведомство предоставляет гражданам право писать жалобы, если цена на уголь выше установленной предельной стоимости.
В тоже время люди обращаются за помощью в ОНФ, чтобы там повлияли на правительство – заставили чиновников решить вопросы с ценообразованием на уголь для населения не на бумаге, а на практике.
Тем более, что есть опыт такой работы в соседней Тыве. Там реализацией топлива населению занимаются государственные предприятия и частники под контролем власти.
Ну а пока владельцам частных домов в Хакасии остается лишь одно право – выпускать пар негодования в социальных сетях.
– Живем на угле, а цена на него, словно, из Китая привезли! – пишет подписчик на странице «ВКонтакте».
Впрочем, как известно, за морем телушка – полушка, да дорог перевоз. У нас же в республике перевозка со склада угольного разреза увеличивает цену одной тонны топлива в среднем на 3 тысячи рублей – более чем в два раза!