В Экопалате Хакасии раскритиковали предложение РСПП
Снизить уголовное и административное давление на бизнес задумали в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). Как накануне сообщали «Ведомости» со ссылкой на вице-президента структуры Александра Варварина, авторы идеи предлагают декриминализировать десять статей Уголовного кодекса. Речь идет о таких уголовно наказуемых деяниях, как незаконное предпринимательство, перевод иностранной валюты по подложным документам, хищение чужого имущества и другие.
Одним из правонарушений, которое также предлагается вывести из-под действия УК, – является загрязнение атмосферы (ст. 251 УК). Часть первая статьи (а именно о ней идет речь) предполагает санкции (от штрафа до ареста) за «нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха». Авторы инициативы ссылаются на февральское выступление Владимира Путина, который пообещал обеспечить «большую свободу предпринимательской деятельности» и предсказуемость действий российского правительства.
В свою очередь, по мнению сопредседателя Экологической палаты Республики Хакасия Виталия Михалкина, декриминализировать данную статью Уголовного кодекса «ни в коем случае нельзя». О том, что в условиях все увеличивающегося антропогенного воздействия на окружающую среду подобные деяния, совершенные по преступному умыслу, должны непременно нести за собой ответственность в виде уголовного наказания, эксперт заявил корреспонденту ИА «Новости Хакасия».
По словам Михалкина, до приговора по статье 251 УК «Загрязнение атмосферы» доходит не более 10 уголовных дел в год. При этом проверки выявляют тысячи нарушений в части загрязнения атмосферы. Сопредседатель Экопалаты отмечает: вопрос особенно актуален для Хакасии, где уже несколько лет вводится режим «черного неба». Виной же тому зачастую – незаконные действия со стороны предприятий и организаций.
Мы помним незаконное использование угледобывающими предприятиями установок по обогащению угля, в народе называемые «Драконами». Горящие отвалы на угольных предприятиях. Много лет горящий разрез «Ачминдор». Отсутствие золоуловителей на промышленных предприятиях. Бездеятельность по организации свалок и вследствие того – ежегодные возгорания и задымления населенных пунктов. И многие другие примеры…
Что же касается попытки апеллировать к словам главы государства, Виталий Михалкин указывает: декриминализация данной нормы не имеет с ними ничего общего.
«Президент подчеркивал, что речь идет об экономическом суверенитете, главной нормой которого является свобода предпринимательства. А злонамеренные действия руководителей предприятий и владельцев бизнеса, нарушающих нормы экологического права в погоне за легкой и быстрой наживой, должны влечь за собой наступление ответственности», – уверен собеседник редакции.
Одновременно, по мнению эксперта, стоило бы конкретизировать диспозицию ст. 251 УК РФ, устранив из нее все неточности и недостатки, затрудняющие ее применение на практике.
«С одной стороны, это будет способствовать более эффективной реализации принципа неотвратимости уголовной ответственности за совершенное экологическое преступление, а с другой – исключению случаев необоснованного привлечения работников предприятий-природопользователей к уголовной ответственности», – заключил сопредседатель Экологической палаты Хакасии.