Виктория Абрамченко: В бидоны алюминиевые мы не вернёмся

Фото: Михаил Гребенщиков/РБК

Вице-премьер РФ и куратор Сибирского федерального округа Виктория Абрамченко рассказала в интервью журналистам РБК о сокращении импорта и отечественном TetraPak. Публикуем несколько интересных тезисов, целиком интервью можно прочитать ЗДЕСЬ

«Вы заметили, что нет испанских апельсинов?»

Журналисты РБК задали вопрос об оценке сокращения прямого импорта продовольствия в Россию в 2022 году из-за санкций и нарушений логистических цепочек: есть ли риск, что исчезнут какие-то продукты, от импорта которых Россия зависит полностью, например, зелёный кофе, экзотические фрукты, оливковое масло?

— С кофе вы в точку попали. Действительно, у нас из-за логистики есть небольшое снижение по ввозу. По оливковому маслу тоже. Традиционные импортеры — это Испания, Греция, Италия — не перестали продавать. Продают. Но из-за логистики и сложности во взаимных расчетах есть проблемы, но мы их решаем. Есть Турция, которая тоже производит оливковое масло. Есть Чили, которое производит оливковое масло, доставить только дороговато будет, — комментирует Виктория Абрамченко.

На вопрос о том, потеряют ли россияне какие-то продукты навсегда, сибирский куратор ответила отрицательно и привела в пример Испанию, которая ввела антироссийские санкции ещё в 2014 году.

— Мы перестали завозить испанские апельсины. Вы заметили это? Вы заметили, что нет испанских апельсинов? Вообще это такая нарицательная история про отсутствие польских яблок. Никто от этого не страдает. И слава богу, потому что наши северокавказские аграрии научились выращивать российские яблоки. Или, например, мы, наконец, всерьёз занимаемся виноградарством и виноделием, — отмечает вице-премьер.

«В бидоны алюминиевые мы не вернёмся»

Ситуацию с планированием ухода иностранных компаний с российского рынка Виктория Абрамченко прокомментировала так:

— Поверьте, никто не хочет уходить. Те, кто делает резкие заявления, они находятся под большим политическим давлением. Это, как правило, транснациональные корпорации. Но это же выбор самой компании: сохранить производство, получать прибыль. Можно найти способ, как остаться в России. У нас нет особых каких-то таких драматических событий. Происходит замещение. Ниши эти долго пустовать не будут.

Зампредседателя правительства Российской Федерации не прогнозирует каких-то нерешаемых проблем с внутренним производством продуктов в связи с уходом зарубежных компаний. Но отмечает, что есть вопросы с запасными частями, с оборудованием для пищевой и перерабатывающей промышленности. И прокомментировала насущный вопрос упаковки — асептическая упаковка, TetraPak, PurePak:

 — Мы сейчас проводим эксперимент, он в активной фазе — как нашу целлюлозно-бумажную промышленность поженить с производителями продуктов питания, для того чтобы импортную упаковку можно было заместить. Надеемся, что эксперимент будет успешным. Может быть, не будет той красивой белой упаковки, привычной глазу, — она будет серой, как мы её называем, «экологичной», но она будет наша, отечественная.

По словам Абрамченко, сейчас такое тестирование сейчас проводит «Монди», это Республика Коми, производители молочной продукции. Например, завод им. Верещагина:

 — Сейчас наращиваем производство свое и параллельно тестируем наши краски на предмет применения на импортной технологии. Плюс включили полиграфические краски в параллельный импорт. Наши компании-производители — «Гангут», «АБВ Флексо», «Принт Колор» и т.д. Важно, что на качестве и безопасности того, что расфасовано в эту упаковку, такая замена никак не отразится. И в бидоны алюминиевые мы не вернемся, — считает куратор СФО.

Что касается стоимости такой упаковки, пока об этом говорить рано, но эксперимент перерастёт в серийное производство уже в этом году. Первые партии отечественного картона для PurePak закуплены для молочной отрасли. По словам вице-премьера, в такой упаковке уже можно приобрести вологодское молоко.