Владимир Путин: «Важнейший вопрос – улучшение условий труда педагогов»

Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Приумножать знания и опыт, сохранять традиции и ценности, всемерно поддерживать благородный смысл наставничества – президент Владимир Путин подвел итоги уходящего 2023 года, который в России был назван Годом наставника и педагога. На заседании Госсовета, посвященном этой теме, глава государства выразил признательность в адрес всех учителей, кто посвящает свою жизнь становлению новых поколений граждан России, и поставил дополнительные задачи по улучшению условий их труда и снижению уровня бюрократизации их работы.

– Сегодня мы берем все самое лучшее, чем гордилась и дореволюционная, и советская система образования. Восстанавливаем воспитательную, ценностную составляющую – для нашего суверенитета это так же важно, как и повышение качества преподавания, внедрение в образовательный процесс передовых технологий, – отметил Владимир Путин.

Российский лидер напомнил, что важнейшим вопросом в этой работе продолжает оставаться тема улучшения условий труда педагогов. Ряд законодательных решений на уровне федерации уже принят, теперь главное – убедиться, что предложенные механизмы работают на местах так, как надо, вместе с учителями, родительским сообществом искать действенные решения существующих проблем.

– Нужно делать более справедливыми механизмы оплаты труда педагогов. И прежде всего заметно увеличить доходы учителей в тех регионах, где сейчас они существенно ниже, чем в среднем по стране, – обратил внимание присутствующих президент.

Фото: gpointstudio, freepik.com

Владимир Путин особо подчеркнул: труд учителя должен оплачиваться по единым понятным и прозрачным правилам, иначе между регионами накапливается разрыв в качестве обучения, растет дефицит педагогических кадров.

– Ситуация очевидна: доходы по региону ниже, чем в целом по стране, значит, и зарплата учителя отстает. От этого теряется качество образования, а сам регион лишается кадрового, профессионального ресурса. И это в конечном итоге ведет к отставанию и в развитии, – указал Путин.

Президент также подчеркнул, что воспитательная работа не должна быть ограничена рамками школы, и призвал сформировать систему наставничества для молодежи и подключить к ней ветеранов боевых действий.

При этом, отметил российский лидер, важно сохранить именно живой дух наставничества:

– Ни в коем случае нельзя загонять это движение в бюрократические рамки, превращать в какую-то принудиловку. Звание «наставник» должно звучать гордо.

Фото: kremlin.ru

В качестве дополнительных мер популяризации наставничества Владимир Путин предложил законодательно предусмотреть возможности начисления доплат за работу наставников.

В рамках программы «Профессионалитет» президент предложил рассмотреть возможность участия учащихся колледжей в реальных проектах на площадках крупнейших предприятий. Такие же возможности, по мнению главы государства, должны быть созданы для стажировок студентов в малых и средних компаниях, в том числе в IT, в креативных индустриях, в туризме.

Путин также заявил, что необходимо возобновить подготовку мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин, в том числе в инженерно-технических вузах, с привлечением настоящих практиков с производства. А учебные курсы и модули по наставничеству, изучение лучших практик – включить в программы повышения квалификации не только работников реального сектора экономики, но и учителей, врачей.

Фото: kremlin.ru

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов признал, что, несмотря на проделанную государством огромную работу по внедрению новых образовательных практик, интересных воспитательных проектов, «остаётся ряд проблемных вопросов».

В частности, по словам Кравцова, уже разработан пока пилотный проект по снижению документационной и бюрократической нагрузки на педагогов – министр заверил, что готов оперативно проработать уточняющие поправки в законодательство, и попросил подключиться к этой работе глав регионов.

Также Сергей Кравцов сообщил, что уже систематизированы и утверждены наименования всех стимулирующих и компенсационных выплат для учителей. Это позволит сделать оплату труда педагогам прозрачной, понятной и справедливой, чего давно ждали, в частности, педагоги Хакасии.

Глава Камчатского края Владимир Солодов, в свою очередь, поделился опытом привлечения в школы молодых специалистов и заявил, что программа привлечения и адаптации молодых учителей должна быть в фокусе внимания всех директоров школ в стране. Президент эту инициативу горячо поддержал.