Юристов Хакасии загонят под ГОСТ
В России могут появиться особые стандарты оказания юридических услуг – соответствующие новации предлагают в Союзе потребителей РФ. Общественники обратились в Минюст, указав, что в их адрес регулярно поступают жалобы на недобросовестных юристов. Те, пользуясь низким уровнем правовой грамотности населения, втягивают своих клиентов в дорогостоящие тяжбы, зачастую не имеющие судебных перспектив, однако позволяющие заработать на юридическом сопровождении.
«Мы оцениваем такие случаи как мошенничество со стороны юриста, который злоупотребляет доверием потребителя, в результате чего человек вместо решения своей проблемы получает новые расходы и разочарования», – цитируют обращение «Известия».
Для занятых в юриспруденции общественники предлагают установить стандарты оказания юридической помощи в имущественных, семейных и трудовых отношениях. Будущий ГОСТ должен будет зафиксировать виды правовой помощи и консультаций, описывать механизмы составления претензий и оценки судебных перспектив.
Впрочем, иные эксперты в разговоре с журналистами указывают на то, что ГОСТ являются не обязательными к исполнению. Так, глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов уверен, что проблему необходимо решать на уровне федерального законодательства: четко прописать, кто в праве оказывать гражданам юридические услуги, установить санкции для нарушителей и дать Минюсту дополнительные полномочия по контролю рынка – вплоть до досудебной блокировки сайтов недобросовестных организаций.
— Столкнувшиеся с непростой жизненной ситуацией потребители зачастую становятся жертвой мошенников и не получают квалифицированной помощи, при этом несут большие расходы, — подчеркивает актуальность проблемы собеседник «Известий».
О том, что проблема не является надуманной, свидетельствуют и данные Роспотребнадзора. За 2022 год там зафиксировали 8000 жалоб на недобросовестные юридические услуги, при этом их количество растет год от года на 15-20%. Среди наиболее частых нарушений представители службы называют навязывание дополнительных платных услуг, введение клиентов в заблуждение и нарушение сроков оказания юридической помощи.