Жителей Хакасии обяжут попытаться помириться перед разводом
Второй, а в некоторых случаях, быть может, даже третий или четвертый шанс на сохранение семьи могут получить российские супруги уже в ходе бракоразводного процесса. Минюст России выступил с инициативой ввести обязательную процедуру примирения, во время которой супруги могут если не поменять свое решение, так хотя бы мирно договориться о том, с кем будут жить дети, о сумме алиментов и т. п. Разумеется, инициатива приурочена к объявленному президентом Году семьи.
Как сообщает «Коммерсантъ», похожая практика успешно действует, к примеру, в Азербайджане: там примирительная процедура не только обязательная, но еще и платная услуга. И, как рассказал «Ъ» депутат Госдумы Олег Матвейчев, уже после первой сессии медиации 20% азербайджанских пар якобы отказываются идти в суд. Впрочем, отказываются ли они также и от идеи расторжения брака, депутат не уточнил.
В России же с 2011 года действует только закон о медиации – альтернативной процедуре урегулирования споров с участием оплаченного посредника. Это тоже примирительная история, однако она носит добровольный характер, а потому, разумеется, практически не работает.
Однако заставить разводящиеся семьи еще и платить за попытку примирения – не самая хорошая идея, считает глава думского комитета по делам семьи Нина Останина. В беседе с «Коммерсантом» она подтвердила, что и сама является сторонником обязательной медиации при разводах, но пока не знает, как соблюсти баланс между желанием властей сократить число разводов и риском вмешаться в интимные дела двоих людей.
– Речь же идет как раз о случаях, когда в семье появилась трещина, когда cупруги решили подать заявление и обратились в суд. А институт медиации рассчитан на то, чтобы попытаться все-таки урегулировать семейный конфликт, – приводит «Ъ» доводы госпожи Останиной.
А вот платить за прохождение примирительной процедуры должно как раз государство, а не пара на пороге развода, согласилась депутат.
– Если уж мы в Год семьи говорим, что мы должны сберечь наши семьи, то все-таки государство должно позаботиться о том, чтобы при органах ЗАГС и в судах были службы медиаторов. Согласитесь, если граждане пришли в суд с конфликтом, а им говорят «платите деньги, и мы вас помирим», это просто абсурд», – цитирует издание.
Напомним, что уже с сегодняшнего дня стоимость судебных услуг в России существенно возрастет: в некоторых случаях тарифы повысятся в 10 раз, а то и на два порядка, и это касается также судебных споров о разводе. Таким образом власти намерены снять нагрузку с судов, заваленных типовыми гражданскими жалобами. Некоторые эксперты заявили, что правосудие станет практически недоступным для россиян, однако в эксклюзивном интервью «Новостям Хакасии» советник главы Хакасии, руководитель «Юридического бюро Антоневич и партнёры» Михаил Антоневич решительно опроверг это мнение.
Так, Михаил Антоневич считает, что повышение госпошлин всего лишь заставит оппонентов задумываться об обоснованности обращения в судебную инстанцию в ущерб досудебного урегулирования.
– В конечном итоге госпошлина ложится на проигравшую сторону и, в итоге, заставит задуматься о целесообразности разрешения спора в досудебном порядке, так как для ответчика в случае проигрыша основной долг значительно вырастет, а в случае проигрыша истца, последний безвозвратно потеряет оплаченную госпошлину, – пояснил юрист.
Позицию же о том, что судебное разбирательство станет уделом избранных и финансово обеспеченных, собеседник агентства назвал «в корне неверной».
– Уже сейчас в судебной практике активно применяются отсрочки и рассрочки по оплате судебных госпошлин. Поэтому каждый гражданин может воспользоваться этим инструментом, обосновав свое затруднительное финансовое положение, – убежден советник главы Хакасии.