Чиновники Хакасии крыльями машут, а село не взлетает

Уже ставший к тому времени заместителем генерального директора РЖД Виктор Зимин, узнав, как его преемник обкорнал программу поддержки малых и отдаленных сёл, буквально взвыл и назвал это вредительством.

Ведь замах был не на то, чтобы выделить из бюджета деньги на программу и тупо их раздать. На большее рассчитывали!

На возвращение не прижившихся в городе сельчан. На то, что по своему благосостоянию сельчане станут жить ничуть не хуже, чем горожане. И возродится село. И начнет расти поголовье. И появится у республики собственная продовольственная безопасность.

Эмоциональный посыл, подкрепленный финансами, был такой сильный, что люди поверили – и поехали в села. Статистика показывает, что именно на этот период в селах Хакасии пришлось увеличение поголовья крупного рогатого скота. Сельскохозяйственная микроперепись в 2016 зафиксировала в республике 170400 голов КРС. И его спад до 157500 голов в 2021 году. На личных подворьях с 86, 9 тысячи в 2016 году – до 66, 7 тысячи в 2021 году (практически на 20 тысяч).

Фото: ИА «Новости Хакасии»

И да, поддержка малых сел стала общереспубликанской задачей. Кураторство над каждым из сел было поручено тому или иному министерству и ведомству. И закипела работа.

На короткое время, говоря советским языком, произошла та самая смычка города и села. У министров находилось время на то, чтобы знать, что в той или иной деревне или аале столько-то покосившихся, не отремонтированных заборов. Они изыскивали средства для покупки необходимого количества пиломатериала и организовывали выезд людей на решение проблемы, на строительство детских площадок.

И никто не умер от тех нововведений. Напротив, каждый увидел дополнительный смысл своего пребывания в структуре власти. В свою очередь жители сел увидели: они реально интересны власти республики.

С приходом новой управленческой команды от субботников министерств на селе отказались, как от пережитков от прошлого главы. Тем самым из программы поддержки малых сел уже была вынута душа. А затем силу набрали скептики и завистники, они поставили вопрос о том, чем лучше крестьяне из отдаленных и малых сел, чем жители сел не малых и не отдаленных. Все усилия пошли на убыль.

Фото: ИА «Новости Хакасии»

Поддержка выращивания скота без ограничений превратилась в фиксированную раздачу денег на содержание максимум пяти голов КРС на одно подворье. То есть в полумеру. То, что покойник Зимин перед тем, как умереть, разъяренно назвал вредительством.

И в первую очередь горожане, которые еще вчера верили в то, что республика им поможет после переезда в село, перестали в это верить. Все остановилось. И, как показала уже свежая статистика, в республике существенно сократилось поголовье скота и производство молока – за 5 последних лет на 20 процентов.

При том, что на номинальном уровне поддержка малых сел осталась. Она и теперь продолжается. В программу почему-то только с июля включены теперь уже села, где проживает до трехсот человек. Суммы субсидий увеличены на двадцать процентов. Но увеличены, как замечают критики нынешнего правительства, сугубо под выборы, и, по их предположению, будут действовать только на период активной фазы выборной кампании. Что будет дальше с исполнением принимаемых обязательств, никто не знает…

Не исключено, случится то, что уже случилось с учителями. Которым вот уже какой месяц обещают повысить зарплату, а по факту – она у многих упала.

Но это еще далеко не финал истории, как Хакасия пыталась сравнять благосостояние жителей малых сел с городскими.

Глава Минсельхоза РХ Сергей Труфанов. Фото: со страницы vk.com/id733825599

Недавно с умилением прочёл, как встревоженный министр сельского хозяйства РХ Сергей Труфанов пришел к ректору Хакасского государственного университета, между прочим, доктору экономических наук Татьяне Красновой.

Министра вдруг обеспокоили данные о том, что от 20 до 30 процентов выпускников университета, очень нужные на селе и в республике, уезжают за пределы Хакасии. В регионы, где условия, предоставляемые молодым специалистам, куда привлекательнее.

Выход участники совещания видят в целевом наборе студентов и создании для них условий на селе. Но согласитесь, это всего лишь реакция на те же полумеры, предлагаемые так называемой программой поддержки малых и отдаленных сел. Причины обозначенной проблемы она не решает.

Почему? Потому что министр сельского хозяйства пришел к ректору ХГУ… по сути, пожаловаться на самого себя!

Сознаться в том, что не крестьяне сделались хуже, когда им помогали (они ведь могли), а командиры у республики никакие. Включая как самого министра и его коллег по кабинету правительства, так и общего для них работодателя…