«Доживем до понедельника»: понедельник на полвека
55 лет назад на большой экран, как ранее было принято говорить, вышел художественный фильм «Доживем до понедельника». Помню, как в наш городок, привезли киноленту. Крутили три дня по три сеанса. На фильм шли от малого до старого. Надо было постоять в длинной очереди. Все сеансы проходили в переполненном зале: в проходах, вдоль стен ставили дополнительные стулья.
Без рекламы, без трейлера у фильма был ошеломительный успех.
За полвека картину киноведы, как говорится, разобрали по кадрам. Каждый видит в фильме то, что ему близко, понятно. Не все разглядели за мелодраматическими перипетиями главное – в образовании серьезные проблемы.
Не знаю, не ночевал в головах режиссера Станислава Ростоцкого и сценариста Георгия Полонского, какой смысл они вкладывали в название фильма. Но получилось, что они обозначили фундаментальные проблемы в образовании, «отложенные на понедельник», которые так и не были решены за минувшие полвека.
Хотя часть сверхзадачи создателям фильма удалось выполнить. Главный герой фильма учитель истории Мельников в исполнении Вячеслава Тихонова, вне сомнения стал для многих выпускников школ, студентов педагогических вузов, если не идеалом, то ориентиром при выборе профессии педагога.
Наверное, одним из таких студентов был Владимир Федосеевич Маголин. Сейчас его не спросишь. Маголин приехал в Абазу преподавать математику и физику в средней школе №49. Без натяжки на пафос, можно сказать, что это был учитель от Бога. Ученики его побаивались, уважали, обожали – у каждого было отношение к учителю по способностям к математике.
Впрочем, и коллеги относились к нему точно так же, как дети, но уже в зависимости от личной профпригодности, способности соответствовать профессиональному уровню, который задавал Владимир Федосеевич.
Не все ученики пошли по стопам учителя, но подавляющая часть выпускников стали хорошими технарями.
Маголин, как настоящий учитель, обладал актерскими данными – играл на сцене, пел под гитару, читал стихи. Душа компании, но при этом «не свой в доску», а умный и жесткий руководитель педагогического коллектива. С 1990 по 2007 годы был директором школы. Собирал коллектив педагогов, как говорится, поштучно и очень бережно относился к кадрам. Умел воспитывать коллег.
Владимир Федосеевич принимал на работу молодую учительницу – умницу, веселушку, влюбленную в детей, в дело. Но была у неё одна слабость – увлекалась горячительными напитками. Неизвестно, какие профилактические, воспитательные беседы проводил директор с учительницей. Она возвращалась к работе и продолжала фонтанировать на уроках, влюбляя в себя детей и родителей.
Когда не стало Владимира Федосеевича, вскоре учительница была уволена из школы. Теперь и её в жизни нет.
Абазинская школа №49 носит имя В.Ф.Маголина. Справедливая дань уважения. Еще бы соответствовать профессиональным и человеческим качествам Владимира Федосеевича.
А с этим сложнее. Другой раз складывается впечатление, что это невозможно.
Тому масса причин. Опять же издалека начну. В конце 60-х, в начале 70-х, среди выпускников школ гуляла шутка: не в мед, так в пед. Конкурсы в педвузы были на критическом уровне – 2,3 человека на место из абитуриентов весьма средненьких способностей. Некоторые педвузы набирали ребят, вообще, без конкурса.
Дальше – больше. Треть выпускников пединститутов в первые же три года не доезжали до школы. Другая половина молодых педагогов через три года обязательной отработки правдами и неправдами приспосабливались в партийных, комсомольских, исполнительных органах власти, пристраивались, где угодно, лишь бы не работать в школе.
Их можно было понять. Молодая учительница получала зарплату в размере 90 рублей, а свинарка – 180. Одна учила детей, а другая выращивала свиней. Молодой педагог уходил из школы, потому что его ровесники на производстве зарабатывали в два, а то и в четыре раза больше. О разнице в зарплатах один знакомый шутил: кто на что учился.
Здесь ключевое слово – учился. Бог с этим знакомым, что он не понимал, как поросенок, пожирающий желуди под дубом. Он-то получил образование, а его дети, внуки – кто и как будет учить их?
Беда, что власть не понимала, к каким катастрофическим последствиям приведет отрицательная селекция в образовании.
Все помнят реформы в середине 80-х. В них принимали самое активное участие, по большей части, бывшие выпускники педвузов, делающие карьеру на совпартработе. К месту вспомнить характеристику таким людям, которую емко дал герой фильма «Доживем до понедельника» Гена Шестопал. Они живут по «принципу У-2»: «первое У — угадать, второе У — угодить».
В очередной раз железной щеткой прошлись реформы 90-х по коридорам школ. Не все, но многие учителя пошли на рынок – подались в челночники, встали за прилавок. Надо было как-то существовать.
Удивительно, как выживала школа?! В ней остались, опять же, безвольные посредственности, которые привыкли из года в год давать уроки по старым конспектам. Они вместе с учениками изо дня в день с тоской ожидали окончания уроков, очередного учебного года…
Удивительно, но школа жива. Она все-таки держится на людях, которые всей душой любят учить и воспитывать детей. Конечно, они умом понимают, что государство, общество им, мягко говоря, недоплачивает, недооценивает. Но они занимаются любимым делом!
Одна знакомая учительница Елена Николаевна по случаю рассказала о встрече на рынке в Абакане со своим выпускником:
– Смотрю, стоит молодой мужчина, в дорогом пальто, такой солидный. Пригляделась – мой Дима! Два года назад окончил школу. Мы так обрадовались встрече! Разговорились. Он такой молодец!
Парень окончил техникум, работает сварщиком на Севере, зарабатывает по 150-180 тысяч рублей в месяц, женился, есть ребенок, купил квартиру.
Елена Николаевна с искренней радостью и гордостью рассказывала о своём выпускнике, а я знаю, что у неё нет денег на ремонт квартиры, потому что надо учить дочь, помогать сыну. Она ни разу не ездила на отдых ни на море, ни на курорт. Не знает, как открываются двери в дорогие бутики и, вообще, что это такое. Как тут не вспомнить – кто на что учился. И не забыть о том, у кого учился!
Удивительно, что в педвузы продолжают поступать молодые люди, которые хотят походить на героя фильма «Доживем до понедельника» учителя истории Илью Семеновича Мельникова.
Если это так, то, возможно, тяжелый понедельник длиною в полвека все-таки закончится и в системе нашего образования наступит вторник.