К Дню учителя в Хакасии (непраздничное)

Накануне и в День учителя педагоги были обласканы вниманием и благодарностями представителей всех ветвей власти, партийных и общественных организаций, родителей и детей. Президент России Владимир Путин традиционно нашел время для встречи с лучшими представителями педагогического сообщества, чтобы поздравить учителей и воспитателей с профессиональными праздниками – Днем воспитателя дошкольного образовании и Днем учителя.

Чиновники всех уровней власти, конечно же, всенепременно последовали примеру главы государства. А как иначе?! Традиция!

Вообще-то, наши учителя во все времена не обделены словесными благодарностями. Они слушают слова признательности, уважения, по меньшей мере, три раза в год – на последнем школьном звонке, 1 сентября и в День учителя.

Памятуя, что «даже кошке доброе слово приятно», все-таки из год в год остается неудовлетворенным мечтательное желание: как материализовать «добрые слова» в простые, житейские вещи – комфортное жилье, хорошая зарплата (не на две, а на одну ставку), время для полноценного отдыха и самообразования, шаговая доступность до современных благ цивилизации – кинотеатр, фитнес, спортзал, кафе, парки, аттракционы, где можно погулять, отдохнуть в семейном кругу…

Мечты сбываются, как утверждает Газпром, но не у всех и не в этой жизни. Поэтому многим педагогам в Хакасии, как и в России, остается быть оптимистами по… призванию.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России, edu.gov.ru

На протяжении уже нескольких десятилетий очевидно, что не всем выпускникам педвузов и университетов по силам работа в школе.

В 90-ые годы, по мнению педагогов-ветеранов, учителя уходили из школ из-за задержек мизерных зарплат. Один знакомый депутат, рассуждая о проблеме массового оттока учителей из школ города, говорил через губу: «Кто на что учился, и надо было думать, за кого замуж выходить!» Тогда треть педагогов ушли на рынок продавцами, наиболее бойкие сами занялись торговлей.

Знакомый школьный филолог вспоминает:

– Мне было стыдно ходить в школу! У меня накануне нового учебного года не было денег, чтобы купить платье, обувь. Это унизительно!

Она решила заняться торговлей. Кстати, через пять лет этот «нардеп» ходил к бывшей учительнице за спонсорской помощью для… школы.

Мне трудно судить, кто больше потерял от того, что профессиональный педагог ушел из школы.

Человек преуспел в бизнесе, а школа потеряла учителя: она после окончания педвуза 10 лет отработала по специальности. Ей нравилась работа, её любили ученики, она им отвечала взаимностью.

Профессионал не захотела мириться с пренебрежительным отношением к себе, к её труду. Таких педагогов надо было беречь, но этого не случилось.

Фото: Drazen Zigic, freepik.com

Именно в годы перестройки была освоена практика работы учителей на 1,5-2 ставки. Эта практика была внедрена, как временная,  от безысходности, но  у нас всякая временная мера становится постоянной.

И сейчас многие учителя в школах Хакасии работают сверхнормы. Многих это устраивает, потому что они получают вполне себе приличную зарплату.

Как умные люди они понимают, что при такой нагрузке невозможно дать качественные знания и заниматься воспитанием.

Прямо-таки в канун Дня учителя в ХГУ решили вскрыть очевидную проблему.

В госуниверситете состоялось заседание экспертного Совета по науке Верховного Совета Хакасии. Заведующий кафедрой математики, физики и информационных технологий института естественных наук и математики ХГУ, доктор физико-математических наук, профессор Юрий Гафнер, в частности, сказал, что выпускники их кафедры – преподаватели физики и математики в школах вынуждены работать на две ставки – по 36 часов в неделю (6 дней по 6 часов).

Профессор  сказал то, о чем известно в каждой школе республики:

–  Один учитель занят 46 часов в неделю. Каждый учитель работает за двоих! Такая переработка влечет выгорание учителей, кто-то уходит из профессии.

Заседание экспертного совета по науке ВС РХ. Фото: пресс-служба ХГУ, khsu.ru

Доктор наук сделал «анамнез» современной школе Хакасии:

– Когда 70-летние учителя уходят окончательно на пенсию, то для многих школ – это трагедия. Заменить их некому. Дефицит педагогических кадров, особенно по физике, математике, химии, биологии в регионе близок к критическому.

Ректор ХГУ Татьяна Краснова для полного и объемного понимания проблемы привела данные: в 2022 году по Сибири и Дальнему Востоку средний балл ЕГЭ по профильной математике снизился до 41 (из 100); девятиклассники в среднем по математике выполняют успешно всего 50% заданий, а 11-ый класс дает результат еще меньше – до 40 процентов.

Как с этими «двоечниками с плюсом» или с «троечниками с минусом» по советской шкале качества знаний можно решать проблемы по подготовке инженеров будущего?

Фото: официальный сайт Рособрнадзора, obrnadzor.gov.ru

Кто этим будет заниматься?

Глава Абакана Алексей Лемин недавно сказал, что в столичных школах не хватает 88 учителей. Вопиющий дефицит преподавателей математики, русского языка и физики.

Глава города и его подчиненные заверили, что предпринимаются все исчерпывающие меры, чтобы решить эту проблему: в городе строят школы, детсады… Хватило ума не обозначить сроки, когда в школах будет полный штат профессиональных педагогов.

Замечательно, но кто будет работать в новых школах, оснащенных современным оборудованием?

Ответ в сообщении пресс-службы университета: еще лет 10-15 назад в ХГУ набирали 4 группы математиков и две группы физиков, а сейчас только одну физико-математическую – 23 студента.

Фото: Freepik, freepik.com

По случаю вспоминается: в хакасском Минздраве совсем недавно хвастали новым перинатальным центром, современными корпусами республиканской больницы, а сегодня выясняется, что в новых стенах, кабинетах, оснащенных современным оборудованием, некому работать. Молодые мамы с ребенком по полтора месяца ждут приема в массажный кабинет, а невропатологи «скопом» выехали» в соседний регион и нет записи на прием к неврологу. Есть только платная услуга!

А как обстоят дела в школах малых городов, сел Хакасии? Не хватает не только педагогов, но дети вынуждены учиться в две смены!

Самое скверное, что глава Хакасии Валентин Коновалов узнал об этом в прямом эфире  республиканского радио от жительницы станции Аскиз. Потрясающее владение информацией о реальном положении в маленькой республике, где проживают чуть более полумиллиона человек!

На сайте Минросвещения Хакасии отсутствует аналитическая информация о катастрофическом дефиците педагогических кадров. Наверное, у них нет такой проблемы. Как и нет проблемы качества знаний выпускников школ Хакасии по итогам ЕГЭ. Впрочем, какой спрос с учителей за качество знаний  при такой «ударной» нагрузке с педалированием на честь, совесть, а в качестве «пряника» – средняя зарплата по региону.  Как говорится, десятое дело, что она ниже, чем в соседних областях и краях, и не идет ни в какое сравнение с зарплатами, которые получают их коллеги в столицах и мегаполисах России.

Не нравится? Вольному – воля! И люди уходят в бизнес, как советовал один из чиновников, или уезжают.

А наши дети остаются без качественного образования и с учителями, которые вопреки всему продолжают работать в школе…