Победный цвет мая
В России 89 регионов, и в каждом – свой победный цвет мая со множеством оттенков. Невероятно богатая цветовая гамма победного мая есть и у нас в Хакасии.
Сразу и не угадаешь, с чего начать.
Разумеется, подснежники ушли еще в апреле-марте. На смену в мае пошли лютики, маки, первоцвет, кандыки… На горных солнечных полянках появились и первые жарки. Так уж повелось, что именно они стали символом нашей республики.
Однако в степях Хакасии уже раскрываются пикульки цвета неба. Потом, уже в садах-огородах их называют ирисом. Приручили, полюбили.
И все-таки, почему не багульник цвет Хакасии?
У него такое разнообразие цветовой гаммы, что, пожалуй, мало, кто и что может с ним сравниться. У багульника цвет – от кипенно-белого до розового с оттенками фиолетового, сиреневого.
Впрочем, о каком первенстве можно вести речь, когда говорим о победном цвете мая?!
Вон, черемуха лезет в глаза и в нос: кипень белоснежных кистей висит и манит, чтобы подойти и полюбоваться. Не только вид, но и запах кружит голову!
Однако желание наломать ветки черемухи и принести домой может закончиться серьезной головой болью. Тот случай, когда обаяние и обоняние не дружат (они, оказывается, несовместимы).
В эти дни мы имеем возможность порадоваться и цвету сливы. Накануне был заморозок, и казалось, что ей это сильно повредит. Но она сейчас в таком цвете, что даже не знаешь, как определить словом, что видишь! Вспоминаешь фото, живописные работы и всегда на память в качестве поощрительной оценки сам себе говоришь: «Как в жизни».
И сам же понимаешь, что реальную цветущую сливу в мае невозможно передать ни словом, ни красками!
Обыденное определение цветущей сливы – белый. Подойдите чуть ближе к сливе, приглядитесь, поймете, что у этого белого цвета такое количество оттенков, каких нет ни в картине «Черный квадрат» авангардного художника Малевича, ни в фильме «50 оттенков серого» американского режиссера Сэма Тейлор-Джонсона.
Продвинутые читатели понимают, о каких произведениях вспомнилось (как говорится, не к ночи помянутые).
Прозападные эстеты уже давно и напористо разъясняют и убеждают, что в черном и сером и есть смысл жизни. Не договаривают, что это – смысл их жизни. Их выбор жизни.
Хотя для них сегодня весьма актуально разобраться в оттенках коричневых и черных цветах – цветах европейско-американского фашизма, неонацизма, расизма.
Для нас же был и остается победным, жизнеутверждающим цвет мая на все времена.
В лесу сосны уже выбросили свечи, а самое суровое, известное, как железное дерево, – лиственница распушилась нежным салатным цветом. Так раскрываются сокрытые по-детски качества не только лиственницы, но, наверное, наших людей.
Вот-вот в полной красе распустится сакура, занесенная в наши края из Дальнего Востока. На подходе цвет груши, яблони, вишни…
Анютки смотрят во все глаза, первоцвет желтеет в камнях, тюльпаны зацветают, маки набирают бутоны…
К сожалению (или так это и должно быть?), человек редко обращает внимание на маленькие животворящие чудеса. Но совершенно определенно из поколения в поколение воспроизводит главное – в мае непременно обработать землю и посадить урожай.
Для него цвет победного мая – свежевспаханная земля. И запах земли, как запах пота. Это пот землепашца и воина, что в нашей истории есть одно.
Если нюхачи, то бишь, парфюмеры, могут часами, а то и месяцами из года в год разгадывать нюансы запахов российских майских цветов, то пот наших людей на полях и огородах пахнет так, что отворачивает носы всех наших недругов. Они в таких случаях пользуются всякими брендовыми отдушками, а мы – баней, крепким паром и березовым веником!
Это одна из загадок нашего победительного майского цвета.