Почему в Хакасии не любят ищущего похвал Коновалова и контролируемые им СМИ?

Говорят, что программу поддержки дачных обществ в Хакасии в первый год правления Коновалова от окончательного закрытия уберег депутат Верховного Совета Денис Бразаускас. Предложил победившим ниспровергателям-коммунистам, раз уж так хочется на всем экономить, урезать финансирование с 15 миллионов до 1 миллиона в год. А там уж, если совсем худо станет, можно будет от поддержки дачников вовсе отказаться или напротив денег добавить. С учетом того, что резкое сокращение финансирования программы вызвало в обществе большое неудовольствие, общий размер грантов решили вернуть в доконоваловскому периоду.

С несколькими отступлениями. Одно из них – финансирование лишь в цифрах вернулось к доконоваловскому. С учетом же инфляционных процессов, по сути снизилось, в два раза. В то время, как один из авторов программы Юрий Шпигальских говорит о том, что объем помощи следует увеличить на порядок (на языке математики – в десять раз) с тем, чтобы можно было, например, асфальтировать улицы. И да. После резкого снижения финансирования и без того обесцененной программы, проконоваловские СМИ каждое увеличение грантовой поддержки садовых обществ стали подавать исключительно как заслугу действующего главы Хакасии. Что действительности не соответствует.

Похожие перемены претерпела программа поддержки малых и отдаленных сел. Здесь субсидирование содержания маточного поголовья крупного рогатого скота, вместо неограниченного, сократили до пяти голов и… ненароком изменили смысл программы. Она была направлена не только на поощрение содержания скота в малых селах, но на его увеличение и, главное, на то, чтобы резко повысить качество жизни в малых селах и способствовать возвращению в них тех, кто по тем или иным причинам не нашел себя в городской жизни. Вот в доконоваловский период это работало. В Хакасии появились мода на переезд из города в село, убежденность в том, что и в малом селе можно жить не хуже, чем в городе. С обрезанием финансирования веры поубавилось. И программа как бы работает – потому что деньги выделяются, и не работает – потому что тем, кто уже перебрался в село, чем-то помогает, но вот сверхзадачи, направленной на привлечение в малые села новых жителей, уже не выполняет.

Причем – новое в отчетности проконоваловской прессы («Свободная Хакасия») – о самой программе поддержки малых и отдаленных сел они уже говорят, как о коноваловской, включая не только итоги четырех лет полуработы, но и те, что были достигнуты в доконоваловский период. По озвученному в кинофильме «Котовский» принципу – было ваше, стало наше.

На этом принципе, собственно, и базируется большая часть пиара господина нынешнего губернатора. Дал федеральный центр автобусы для сельских школ – заслуга Коновалова. Машины «скорой помощи» – тоже Валентина Олеговича. Напоминает чудесное явление, описываемое в сказке Гофмана, где все, что происходило прекрасного, приписывалось некому крошке Цахесу по прозванию Циннобер. Что не менее удивительно – Валентин Коновалов в одном из своих многочисленных эфиров на телеканале РТС сам настаивал на том, что в Хакасии это именно так. Считает, что любое денежное (материальное) поступление в республику из не забывающего республику федерального центра – это прежде всего заслуга губернатора.

И целое море подтверждений тому, что губернатор и подведомственные СМИ жили и живут согласно именно такой логике. Проявил человек отвагу на пожаре – на фото в республиканской газете, так сказать, по должности, рядышком с героем Валентин Коновалов. Мобилизовали мужчин для участия в специальной военной операции – здесь же уклонившийся от службы в армии Валентин Олегович собственной персоной. И так далее. Примеров, натяжек и подтяжек – море.

Дают ли эффект?

Дают. Призыв Валентина Олеговича связывать его имя со всем, что происходит в Хакасии, жителями услышан. Связывают. Правда, вопреки его пожеланиям не с хорошим (и зачастую незаслуженным), но с плохим. С плохим получается на ура.

Сергей Сипкин, главный редактор газеты «Новая Хакасия»