Проблема с «бородой» длинней, чем у Карабаса Барабаса
С незавидной регулярностью в традиционных СМИ, интернет-изданиях, в социальных сетях появляются сообщения о жестоких разборках между подростками. Дерутся от Камчатки до Калининграда. Хакасия, к сожалению, не исключение: видео жестокого избиения девчонки в Вершине Тёи широко разошлось по интернету.
Факты кулачных выяснений отношений между школьниками становятся самыми обсуждаемыми в соцсетях. Существенный мотиватор для тех, кто устраивает показательные драки, побои, унижения: сперва снимают происходящее на телефон, а потом видео выкладывают в сеть.
Это современный тренд в подростковой среде. Молодые люди «убивают двух зайцев»: самоутверждаются, поднимают свой авторитет среди ровесников в реальной жизни и становятся «популярными» в соцсетях.
Некоторые полагают, что во всем виноват недавний фильм «Слово пацана». Эта картина, которой без году неделя, якобы, спровоцировала всплеск подростковой преступности.
Как дилетанту (но давно на этом свете живущему и многое повидавшему) мне трудно назвать «Слово пацана» художественным фильмом.
Это не фильм, а клип на коммерческую тему. Чрезмерно затянутый, длинный клип. Даже жестокость в таком объеме становится скучной, обрыдлой. Это всего лишь подростковое подражание известной «Бригаде», которая уже стала классикой.
В свое время режиссер «Бригады» Алексей Сидоров сказал, что этим фильмом хотел подвести черту под криминальными боевиками кинематографа 90-х. Ошибся. Криминал был и остается востребованным в кино, в новостях СМИ, в социальных сетях.
Фильм «Слово пацана» не завтра, а уже сегодня забыли. Его вспоминают лишь бы найти свежий пример пагубного, тлетворного влияния телевизора, кинематографа, СМИ и пр. пр.
Хотя проблема подростковой жестокости – с «бородой» подлиннее, чем у Карабаса-Барабаса.
Всенепременно, еще до нашей эры мальчишки и девчонки выясняли отношения между собой не только с помощью кулаков, но и камней, и палок. Предполагаю, что во времена матриархата девчонки дрались не только между собой, но и давали жару пацанам.
Умопомрачительно: столько времени минуло, а девчонки по-прежнему запросто могут не только между собой разобраться на кулаках, но и задать тумаков, пинков мальчишкам!
А сегодня, благодаря интернету, подростковые драки становятся предметом весьма живого и заинтересованного обсуждения в пабликах. Особо «интересно», когда драка снята на телефон.
Одно дело, если организаторы кулачной разборки заранее готовятся к съемке, другое – когда кто-то со стороны снимает побоище, избиение, унижение, а потом выкладывает видео в сеть. И получают соответствующую реакцию:
– Всех, кто снимал и не принял меры к прекращению избиения к ответственности. Взрослые люди наблюдали? Снимали. Вообще, жесть! Как могли вот это допустить? Взрослые! Вы там чё, совсем моральные уроды? Или кто вы? Вы хуже и поганей вот этих малолеток! – пишет возмущенная читательница.
Несмотря на многочисленность комментариев, они все сводятся к тому, что в жестокости детей виноваты семья, школа, улица.
Продвинутые подписчики называют новомодную причину: по их мнению, все дело в современных продуктах питания, которые провоцируют изменения в психологии и физиологии подростков.
Такое объяснение, как сегодня говорят и пишут, «не зашло»: комментаторы скептически отнеслись к столь оригинальной версии.
Наши люди считают, как и век назад, что «семена» подростковой жестокости «взращивают» в семье, школе и на улице. Это делается спонтанно, не целенаправленно, как говорится, походя: мол, мы дрались и ничего – выросли нормальными.
Знал одного мальчонку еще с детского сада. Он дрался и кусался, а родители, бабушка «стояли за него горой»: «У нас замечательный ребенок!» – утверждали в один голос.
Потом он в школе постоянно устраивал кулачные разборки не столько с мальчишками, а чаще с девочками. Опять же бабушка, родители обвиняли всех и защищали своего ненаглядного.
После школы его посадили за драку. Его дальнейшая судьба неизвестна.
Можно было его остановить, сделать из него приличного человека? Не знаю. При таких родителях и поддержке бабушки – не реально.
Сейчас в социальных сетях люди пишут о таких же маленьких хулиганах: они шумят в подъездах, во дворах матерят старших, разжигают костры в гаражных постройках, на улицах нападают группами на одного, мальчишки бьют девочек…
Хорошо, что сообщения о таких выходках попадают в социальные сети. Люди пишут, возмущаются, но главное – у родителей, педагогов, правоохранительных органов есть вполне серьезные основания для принятия экстренных профилактических мер.
И чем раньше с маленьким начинающим хулиганом начнут разговаривать, объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, тем больше надежды, что он не окажется в колонии для несовершеннолетних, а потом на взрослой зоне.
Сам станет человеком и других не покалечит.
Надо разговаривать, чтобы маленькие детские проблемы не превратились во взрослые и уже не разрешимые…