Разговор по душам в день скорбной радости

Фото: ИА «Новости Хакасии»

На рынках две недели радуги красок  – цветы на выбор по вкусу и кошельку.

Продавцы предлагают «веселенькие цветы», «зелененькие газончики», готовые букеты и цветы, почти как живые, в широком ассортименте. Мертвые цветы. Поминальные.

Цены кусачие, но люди берут:

– Сколько? 500 рублей? В прошлом году платила 250…, – покупательница с досадой пересчитала деньги в кошельке и сказала: – Ладно, беру, что с вами поделаешь… Все равно на могилку нужны цветы.

25 апреля у православных Радоница – день, который в народе принято называть Родительским днем, поминальным днем об усопших. И не только родителей, а всех родных и знакомых, кто ушел в мир иной.

Фото: ИА «Новости Хакасии»

Люди особо не заморачиваются и не вникают в историю установления этого поминального дня. По-моему правильно делают: если глубоко погрузиться в историю Радоницы, то будет такая «несъедобная» каша, что случится «несварение» мозга.

Достаточно сказать, что за тысячу лет официальная церковь со скрипом и разными оговорками была вынуждена частично принять языческие традиции народов России поминовения умерших. Даже сегодня самый продвинутый священник не преминет  сказать, что  тризна по усопшим не богоугодное дело: надобно на кладбище приходить не с едой и питием, а с молитвенником, и за столом поминать усопших не яствами и напитками разной крепости, а молитвой.

Люди, как говорится, тихой сапой, гнут свою линию, неисповедимым образом сохраняют генетическую память о взаимоотношениях живых и мертвых.

Фото: ИА «Новости Хакасии»

Простой человек приходит на кладбище, как… к себе домой. Мужик сидит на приступке могилы, рядом с памятником и разговаривает:

– Ты, брат, меня извини, я уже принял на грудь, ты сам был такой, но скажу тебе честно – я тебе завидую… Ну, не совсем завидую, но хорошо, что ты лежишь и у тебя нет забот. Представляешь, если бы ты был живой, то тебе пришлось бы еще год трубить?! Я же тебя постарше на два года и только нынче вышел на пенсию, а тебе бы пришлось пахать!

Мужик осмотрелся по сторонам и продолжил:

– Пока твоей нет, скажу тебе откровенно – достала она меня: недавно с ней поцапались вдрызг. Тебя нет уже четыре года, а она как заведенная долдонит одно и то же:  он то не сделал, другое  не доделал, ты, как бы, назло ей помер. Представляешь?! Ну, ты сам знаешь. Сейчас придет, будет заливать.

Мужики, как известно, эмоционально проще и площе: выпил, крякнул, закусил и посочувствовал… само себе – мол, ты-то лежишь себе спокойненько, а я тут мучайся!

Фото: ИА «Новости Хакасии»

У женщин на кладбище, кажется, открываются подспудные знания о взаимоотношениях живых и мертвых. До середины прошлого века в России, тогда в СССР, по деревням и селам были, так скажем, профессиональные плакальщицы. Это женщины, которые по найму плакали по покойному. Кстати, в фольклорных сборниках сохранились причитания. Но откуда было знать простым бабам эти тексты? Слова передавались из уст в уста, от причитаний над одним покойником, могилой к другому усопшему. Женщины учились по жизни.

Плакальщицы стоили дорого, против них выступали священники и называли их грешницами, грозились отлучением от церкви, настаивая на молитвах и псалмах.

Женщины, как водится, слушали в пол-уха. Помню, рассказ бабушки:

– Была у нас в селе одна бабенка-вертихвостка. Мужик её часто поколачивал, а потом он возьми и помри. Так эта бабенка чуть ли не каждую неделю, как поминальный день, так она на кладбище: голосила на всю округу! И на кого, ж, ты меня покинул, и белый свет ей не мил без родненького… Так взаправдашне причитала, что все диву давались: откуда, что взялось?!

В жизни, пожалуй, у многих есть среди знакомых и родных, кто разговаривает с умершими, как с живыми: советуется, делится радостями и горестями… Кто-то это считает чудачеством, для кого-то  в этом нет ничего необычного.

Фото: ИА «Новости Хакасии»

В таком случае человек в сутане всенепременно делает внушение: мол, грех это, надо в церкви свечу поминальную поставить, молитву почитать и оставить душу умершего в покое.

Но как быть с неизбывной народной традицией – тризной в помин души?

Наши люди разговаривают с покойными, как с живыми. Они вместе за одним поминальным столом – душой в душу. Вспоминают, поминают и тут же заводят разговор о земных, живых делах. Все, как в жизни, как среди живых: только что, например, пили за здоровье именинника, а через пять минут о нем забыли.

А что если человек говорит с душой покойного, потому что среди живых нет родной души?

В Родительский день – вселенский разговор по душам живых и умерших и беседы получаются сокровенные, если души живые.