Сергей Сипкин: нам есть над чем подумать

С Историей без церемоний. Или о том, как хакасские чиновники позволяют себе унижать целые народы и не уважать подвиги своих земляков – героев Великой Отечественной войны

Всякое приближение Дня Победы- повод задуматься о том, всё ли мы делаем для сохранения памяти о тех, благодаря кому страна сумела выстоять в борьбе с немецким фашизмом. В этом году в связи с проведением специальной операции по демилитаризации и денацификации на Украине тема эта особенно остра. И всем нам есть над чем подумать.

Тени исчезают в полдень

Наше поколение росло с фильмами типа «Тени исчезают в полдень» по одноименной книге Анатолия Иванова. Согласно замыслу творца в нем присутствовали затаившиеся враги и вредители из числа бывших белогвардейцев. И вот в определенный момент вдруг они начинали проявлять свою «вражескую» сущность.

И вот, дожили и мы в Хакасии до светопреставления, когда один из самых ярых единороссов Владимир Штыгашев с победой на выборах главы республики и Верховного Совета коммунистов вдруг залепетал (другое слово не подходит) на встрече с боссом Коновалова Зюгановым, аки «затаившийся враг» о том, что на деле он, Владимир Николаевич, был и есть в республике самый что ни на есть ярый и первый коммунист.

Владимир Штыгашев. Фото: vskhakasia.ru

Это при том, что в Хакасии он известен, как прямой наследник на самом деле выдающегося православного просветителя Ивана Матвеевича Штыгашева, который, доживи до времен сталинских репрессий (умер в 1915 году), пошёл бы на плаху в числе первых священников. И многие из них были убиты, в том числе в Хакасии и в родных ему Таштыпском районе и селе Матуре.

И самого Владимира Николаевича советская власть, коммунисты не жаловали. Нет, слава Богу, не распяли, в застенки не бросили, но в самый расцвет его политической карьеры вышвырнули из Хакасии в Красноярск, откуда он уже ушёл в рядовые сотрудники ХакНИИЯЛи. И всё что он делал после избрания его сначала председателем областного, затем Верховного Совета Хакасии, он делал как раз вопреки воле и курсу тогдашней КПСС.

А почему вдруг объявил себя коммунистом?

Переволновался? Переволнуешься, когда тебе, при жизни ставшему легендой, из стана победителей- коммунистов едва не матом предлагают убираться из президиума созданного тобой- же Верховного Совета.

При всем при этом, Штыгашев в той ситуации в отличие от многих головы не терял. Напротив… Из тактических ли, идеологических ли соображений (кто ж его знает?) заручился поддержкой Зюганова. Вероятно, пообещал во всем поддерживать юного губернатора Коновалова. В Хакасию пришла соответствующая директива- индульгенция. Обижавшие Владимира Николаевича мальчики втянули грязные языки в место их постоянного хранения, и в целом фракция КПРФ на выборах спикера голосовала за Штыгашева.

Но для того, чтобы все прошло без сучка и задоринки, Штыгашев (отмечено в хрониках) много и лукаво обещал. Некоторые депутаты откровенно смеялись над тем, что каждому из них было обещано минимум по две должности – заместителя председателя совета, или, хотя бы, руководителя комитета. Так или иначе, должность спикера была завоевана.

Причем это только со стороны казалось, что «жадный до власти и почета аксакал получил желаемое» и на этом успокоится.

«Коммунисты» против «коммунистов»

Первым хватку вновь рожденного «коммуниста», который и не таких «съедал», почувствовал заезжий «кукловод» (в терминологии Штыгашева) Богдан Сергеевич Павленко, в одно время возомнивший себя всевластным правителем Хакасии. В стремлении увеличить свой служебный оклад он стал добиваться должности вице-премьера. И поперхнулся. Штыгашев организовал работу так, что необходимое согласование кандидатуры с Верховным Советом Павленко уже не светило.

Параллельно с этим рухнул план Афонина- Павленко втащить в Хакасию будущим депутатом госдумы красноярца Сергея Натарова. Натаров позднее был арестован, но это уже не наша игра.

Богдан Павленко. Фото: Пресс-служба ЦК КПРФ

Не досталась Павленко и должность руководителя администрации главы. Нет, он- то был не против, не исключаю, что не без влияния Штыгашева были правоохранители, которые как- бы дали ход нападению Павленко на видео-оператора телекомпании «Юг Сибири» и… притормозили. В самом жестком своём исходе история, похожая на дело Сергея Зайцева, сулила Богдану Сергеевичу несколько лет судимости и выключение из властных структур минимум на 10 лет. Компромиссом стал срочный отъезд Павленко из Хакасии.

После этой аппаратной победы Штыгашев успокоился. Позволил себе даже снисходительно все интриги, происходящие внутри Верховного Совета, назвать «проблемами роста».

И по всей вероятности немного, а может и чересчур успокоился, уверенный в своей способности переиграть всех и каждого.

Беда нагрянула оттуда, откуда … ждали. Не понравились Штыгашеву калмыки. Подвела спикера словоохотливость. На одной из сессий Верховного Совета, которые обычно проходят публично, он между делом оскорбил калмыцкий народ. Каждую семью Калмыкии заподозрил в сотрудничестве с фашистами. Калмыки, среди которых были десятки тысяч погибших во время Отечественной войны в борьбе, как раз, с фашизмом, генералы, Герои Советского Союза, один генерал-полковник Ока Городовиков что значит, а кроме него еще был ещё его племянник генерал-лейтенант Басан Городовиков, с такой оценкой не согласились.

Стали добиваться уголовного преследования не в меру словоохотливого старца из Хакасии, на счету которого до этого уже был международный скандал. Если кто-то забыл, в 2014 году Штыгашев спровоцировал скандал России с Казахстаном. Тогда после ноты протеста министерства иностранных дел Казахстана Штыгашева своим авторитетом и весом спас Виктор Зимин. А у юнца Коновалова такого веса нет.

Штыгашева «спас» его первый зам Юрий Шпигальских, который элементарно не разрешил парламентской делегации из Калмыкии прийти и выступить на одну из сессий Верховного Совета. Несмотря на то, что люди приехали в Абакан.

Юрий Шпигальских. Фото: vskhakasia.ru

Именно за эту бесцеремонность, а также за организацию череды положительной реакции депутатов на годовые отчеты главы Хакасии перед Верховным Советом, Юрий Александрович и был удостоен звания почетного гражданина Хакасии (читайте, звания национального героя республики). В связи с чем вопрос: а Шпигальских, он что, погиб при изысканиях дороги Абакан-Тайшет? Не Стофато, не Кошурников? Не Журавлёв? Не Георгий Семикобыла, что ставил на крыло угольную промышленность в Черногорске? Не Стриго – директор Саянского Алюминиевого завода? А за что тогда Шпигальских звание национального героя Хакасии?

Вот здесь самое опасное. Награда была дана чиновнику не за заслуги перед республикой.  Какие вообще могут быть награды у человека, которому Хакасия на протяжении трех десятков лет платила громадную зарплату? Да такую, что он республике на годы вперед должен, не она ему.  Вместо этого наградили за оказание услуг персонально Коновалову. Персонально Штыгашеву. Опасность же состоит в том, что на непонятных основаниях что Штыгашев, что Коновалов стали отождествлять себя с целой Хакасией.

Ход картой Старостина

Дальше- больше. С некоторых пор Штыгашев вступил в жесткий конфликт с федеральным центром и партией «Единая Россия», которые на протяжении многих созывов поддерживала его при избрании спикером.

И ужесточил этот конфликт выдвижением своего личного кандидата в депутаты Государственной думы в лице Валерия Старостина.

Здесь опять опасно. Тем, что человека стали толкать на верх не по принципу его полезности, но принципу его преданности, прежде всего, Штыгашеву, затем Коновалову. С нулевой и даже отрицательной поддержкой в Москве, где Старостина за выход из ЛДПР и выдвижение от КРПФ проклял тогда ещё живой Владимир Жириновский.

Валерий Старостин. Фото: vskhakasia.ru

И опять опасно- не по тому, что кто-то нравится и или не нравится, а тем, что раз за разом высшее должностное лицо республики все чаще и чаще демонстрирует свою недоадекватность и недопонимание происходящего, и не отдаёт отчет своим предпочтениям.

Фактически подмяв под себя Коновалова, для поддержки Старостина как кандидата от Штыгашева лично и Коновалова как лидера хакасских коммунистов, спикер Верховного Совета РХ сделал ещё более грубую ошибку, когда пригласил в республику в качестве первого заместителя главы и куратора выборов Владислава Никонова.

Это при всем при том, что Штыгашев как никто другой знал о нескромном образе жизни Никонова еще при работе в правительстве Виктора Зимина. Тогда при зарплате в сто тысяч рублей в месяц Никонов умудрился построить коттедж в Селиванихе стоимостью в 10-15 тогдашних миллионов рублей и купить себе дорогостоящий джип Тойота Ланд-Крузер- 200.

Здесь тоже опасно. Потому что во втором явлении в Хакасию, Никонов стал вбивать в голову поклоняющегося ему Коновалова идеи жесткого противостояния с федеральным центром.

Здесь бы умудренному опытом политику Штыгашеву поостеречься. Куда там. Он и сам с некоторых пор стал позволять себе говорить с Москвой свысока.

К тому же уж очень хотелось для реализации, в том числе проектов личного плана, протолкнуть в государственную Думу Валерия Старостина. Не получилось. В том числе потому, что не оправдались надежды на Никонова как политтехнолога. Валерий Старостин проиграл Сергею Соколу с более профессиональной командой поддержки. Чье это было поражение? Одного Старостина?  Думаю, что и Коновалова и Штыгашева, который на этих выборах практически играл против ЕР, в рядах которой состоит. Обоим ещё раз было указано на их реальный рейтинг в республике- не выше тридцати процентов. После серии скандалов с Никоновым эти рейтинги, надо полагать, стали ещё ниже.

А теперь Никонов!

А затем не заставили себя ждать выходки Никонова, возомнившего себя при полном потакании Штыгашева и Коновалова господарем республики.

В результате одной из них –  не очень красивой попытки сделать себя главным в церемонии встречи тела погибшего в спецоперации героя родом из Саяногорска, края чаши были переполнены. А с учетом обнаружившихся у Никонова и его жены Юлии Борисовны долгов перед банками в несколько десятков миллионов рублей и сокрытом счете со ста тысячами евро в испанском банке, Никонову было указано на дверь.

Уговаривать его долго не пришлось- рванул, что называется, когтями из Хакасии так, что только его и видели.

Вопрос в связи с этим один: кто вернёт государству зарплату и.о. первого заместителя главы республики, которую, вполне вероятно , Никонов в течение десяти месяцев получал незаконно? Коновалов? Штыгашев?

Здесь бы опытному игроку после серийных ошибок сделать паузу, задуматься о причинах их совершения, понять, что сразу после них стал рушиться авторитет самого Штыгашева, но Владимира Николаевича, что называется, заусило. Теперь он уже себя назначил главным человеком республики, и по горячим и еще не остывшим следам Никонова пошёл картой Сергея Комарова.

Кто есть Комаров?

Главная отличительная черта вновь избранного заместителем главы РХ Сергея Комарова – болтливость. Не факт, что всегда умная. Но нередко завирательная. Причём, если главному делу Комарова последних двадцати лет- работе над составлением бюджета, это не мешало и даже помогало, потому как же Комарову без словесных выкрутасов- с реализацией практических дел, вообще с деловитостью резко контрастировала. Не получалось у Сергея Владимировича, к примеру, сводить красивые обещания с исполнением зачастую материальных обязательств. Скажет, решим. Наобещает журналистам различных ведомств услуги оплатить со стопроцентной гарантией – не оплатит с такой же гарантией. Поэтому в журналистской среде репутация у Сергея Владимировича практически нулевая. Не высока она у него и в городе Минусинске, где он работал первым замом мэра после того, как проиграл в хлам минувшие выборы в республиканский парламент и выборы главы РХ, куратором которых был. Причем проиграл и на своем округе. Что интересно, Валерию Старостину. Поэтому назначение его на пост заместителя главы в обществе было воспринято как минимум трояко.

Почему Комаров – это не всегда есть хорошо?

К   назначению его представителем главы РХ в Верховном Совете отнеслись более или менее. Работу в Верховном Совете он знает точно лучше, чем автор «умно сверстанных бюджетов» депутат Олег Альбертович Иванов. Однако при этом иной раз создается впечатление, что успешнее Альбертыча может быть даже любой пятиклассник, хотя бы на тройку выучивший таблицу умножения и деления.

С остальным, особенно с кураторством Комарова над экономикой в режиме ежедневного контроля и жесткой системностью, знающие ветреность Сергея Владимировича люди, чешут репу и в голос соглашаются: этот фронт завалит, как завалил до этого не один реальный проект.

Местные политологи помимо всего указывают на сильную зависимость нынешнего Сергея Комарова от Владимира Штыгашева, вытащившего его из «минусинской» ссылки. В связи с этим говорят о возможном использовании Сергея Владимировича Владимиром Николаевичем в развале ЕР в Хакасии.

Сергей Комаров. Фото: khakas.er.ru

В пользу такого предположения говорит тот факт, что назначение Комарова заместителем главы по сути прошло в обход региональной организации ЕР.

Самому Сергею Владимировичу в связи с этим злые телеграмм-каналы прозрачно намекают на то, что возобновление политической карьеры означает её конец сразу после неминуемой отставки Коновалова. Если кто-то забыл, Коновалов в эти сложные времена, которые переживает страна с введением против нас бесконечных санкций Запада, насадившего в соседней Украине фашизм и нацизм, вместо дружной работы с федеральным центром пытается ему противостоять.

Есть помимо всего прочего и четвертая сторона. Не будь Сергей Владимирович ранее лидером республиканской организации ЕР, на это, возможно, никто бы не обратил внимания. Но ситуация более чем пикантна- на поклон к лидеру республиканских коммунистов пришёл (приполз, прискакал, прилетел) не кто- либо, а бывший руководитель республиканской организации ЕР.

Это как назвать? Высший пилотаж? Кульбит? Предательство? Политическая проституция в ее обнаженном виде? Или сразу все вместе? Судя по некоторой пришибленности Сергея Владимировича на свежем совместном фото с председателем Общественной палаты РХ Ольгой Левченко, какой-то из этих вариантов ответа, а может, и все вместе, принимает и он сам.

Мастер-класс от Комарова

Кстати, при взгляде на эту «сладкую парочку» вспомнилась история, которую не так давно «замутили» эти два высших должностных лица из республиканской власти. И в которой, как во многих других новеллах раскрывается то, как ставит себе Комаров цели и как добивается или не добивается, и почему не добивается, их решения. Речь о скандале, который предшествовал присвоению аэропорту Абакан имени прославленного летчика Василия Тихонова, звание Героя Советского Союза которому было присвоено за бомбардировку в 1941 году столицы фашистской Германии Берлина.

Так вот одним из инициаторов торпедирования аса как номинанта в Хакасии был как раз Сергей Комаров.

Нет, заказчиками этой попытки не отдать должное герою своей малой и большой Родины выступили не Киев, не Берлин. Все куда прозаичней.  С просьбой увековечить имя своего отца коммерческого летчика Петра Аткнина к Сергею Владимировичу обратился его сын и товарищ Комарова. А Сергей Владимирович схватился за идею. И устроил вполне себе громкий энергичный кипишь, втянув в него довольно большое количество людей, включая лидера Общественной палаты Ольгу Левченко и, конечно же, главу республики Коновалова.

Причем ведь и руководствовался исключительно благими намерениями- присвоить аэропорту центра Республики Хакасия имя летчика- хакаса.

Чем плоха идея?

Всем хороша. Кроме того, что номинированная кандидатура летчика Петра Аткнина не соответствовала жесткому критерию, обозначенному в специальном Указе президента на этот счет. В номинанты могли быть включены лишь люди, награжденные минимум орденом Ленина (как Василий Тихонов) или «За Заслуги перед Отечеством» трех, а желательно всех четырех степеней.

При этом в совете ветеранов республики, который возглавляют Галина Трошкина и Юрий Седых, требования Указа внимательно изучили.

Законодатель же Сергей Комаров либо не удосужился ознакомиться с основополагающим документом (допускаю такой момент для стиля взбалмошного политика), либо попытался его проигнорировать.

Таким образом, кандидатура Аткнина изначально не могла быть даже включена в число номинантов. И заслуга за то, что на Родине Василия Тихонова не случился скандал, где памятью прославленного героя пренебрегли в угоду стремившемуся услужить своему товарищу Сергея Владимировича принадлежит отнюдь не Комарову. С подачи совета ветеранов родственники Тихонова дошли до самых высоких властных кабинетов в Москве и уже оттуда к ужасу Комарова и Левченко и Коновалова жестко заявили, что Аткнина в соответствии с Указом президента даже в списке номинантов быть не должно.

Но можно было включить любого хакаса –  Героя Светского Союза и даже двух летчиков- хакасов. Причем обоим, при всем моем действительном уважении к родным Петра Аткнина, он явно уступает. У Матвея Барахтаева на счету 13 сбитых немецких самолетов лично и два в группе. А Серафим Урыбин был награжден целыми четырьмя орденами Боевого Красного знамени. Чем не претенденты?

Но… не для них Комаровым вся эта история замышлялась.

Для чего же она рассказывается теперь?

Для того, чтобы показать общественности наглядно, какие ветры дуют и звучат «пионерские зорьки» в голове вновь назначенного заместителя главы, о его способности досконально прорабатывать решаемый вопрос.  По- хорошему, всех троих Коновалова- Комарова- Левченко за участие в позорной попытке дискредитации Героя Великой Отечественной войны и неуважение к истории страны из власти бы поганой метлой гнать. Но мало того, что все им сошло с рук –  они ещё и в десятке наиболее влиятельных людей власти республики.

Впрочем, после избрания Коновалова губернатором и утверждения сессией ВС РХ Олега Альбертовича Иванова в должности председателя комитета по бюджету, удивляться уже нечему. К сожалению, Комаров не исключение сложившейся в Хакасии системы власти – он её энергичное продолжение.

На одно надежда: предыдущие выборы Сергей Владимирович завалил – и эти завалит.

Сергей Сипкин, главный реактор газеты «Новая Хакасия»