Спасаемся вместе
Ореховый или Хлебный Спас отмечаем 29 августа.
Примечательно, что в Сибири оба названия имеют прямое отношение к кедру: у нас его называют хлебным деревом. Кедровый орех во все времена спасал сибиряков от голода, болезней и от безденежья. До сих пор в притаежных районах Хакасии заготовка ореха для многих жителей – один из немногих способов заработать деньги.
В прошлом году был отличный урожай ореха. Мужики за сезон в среднем заработали около 300 тысяч рублей. Такие урожаи бывают раз в три, четыре года. Нынче ореха мало.
– Шишки, можно сказать, нет. Местами встречается, но редко, – говорит таежный промысловик Евгений. – Для себя да для внуков наберу, а на продажу не будет.
На рынке продают литровую банку свежего ореха за 300 рублей. В прошлом году банка стоила 200 рублей. Женщина поясняет, почему такая цена:
– Мужики полкают по тайге, а шишки мало.
Очевидно, таежные обитатели будут вынуждены сесть на диету или отправятся на поиски сытных мест. Бывало такое, что белки массово мигрировали через населенные пункты. Медведи выходили на окраины сел и деревень в поисках пропитания. Если зверь не нагуляет необходимого запаса жира, то может на зиму в берлогу не завалиться…
– В неурожайные годы на орех медведи, которые не ушли в другие места, где есть шишка, могут стать шатунами. Самый опасный зверь для промысловиков. Шатун частенько наведывается в охотничьи заимки, чтобы поживиться, – рассказывает Евгений.
Другой таежник Сергей рассказал занятный случай. Он с товарищами за день наколотили около сотни мешков шишки. Сносили в кучу. Уже стемнело и они решили, что будут молоть орех на следующий день. Устали так, что не слышали, как ночью у них на стоянке хозяйничал медведь.
– Утром встали, а все мешки разбросаны, часть разодрана. Мишка, где жрал, там же оправился – оставил огромную кучу помета! Видимо, здоровый был! Хорошо, что не встретились, – смеется Сергей.
Здоровый смех после стресса особо бодрит. По себе знаю. В пацанском возрасте, как все сибирские мальчишки, непременно еще с середины августа в небольшой, но дружной компании начинали бегать по окрестным лесам, где были кедрачи. Лазали по кедрам с «удочкой» в руках, чтобы с её помощью бить по веткам и сшибать шишки. Для того, чтобы от удара ноги по ветке шишка упала на землю, не хватало ни веса, ни силы.
Обычно, один лез на дерево, сшибал шишки, а друзья следили, куда они падают, чтобы их подобрать. Пришла моя очередь лезть на дерево. Забрался довольно быстро. Огляделся. Приноровился, чтобы «удочка» доставала до самых крайних веток, где больше всего шишек. Сразу же решил оглядеться, где еще есть шишки.
На кедре, в метрах десяти, увидел нечто лохматое. Пригляделся – медведь!
Голос потерял и сипло, тихо говорю ребятам: «Медведь…»
– Хватит врать, бей по шишкам!
Меня приободрило то, что я был на дереве и мишке, чтобы меня достать, надо спуститься, потом добежать до моей кедрушки… А зачем ему это надо?!
Внимательно присмотрелся к лохматому и понял, что это всего лишь медвежонок!
У меня вернулся голос и я предупредил ребят, что где-то рядом может ходить медведица.
Я сидел на дереве. Ребята – под деревом, выжидали около получаса. Медвежонок стремительно спустился с кедра и прыжками ушел в чащу леса. Мы нервно хохотали во след косолапому.
Тогда мы заработали на орехах, а могли заработать на орехи.
Это было время, когда еще не стерлись из памяти стихотворные строки из раннего детства:
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенку поет.
Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою — топ!
Не пойду я больше по лесу гулять!
Не пойду я больше шишки собирать!
Даже помнил, что это стихи замечательной поэтессы Агнии Барто. Только недавно узнал, что есть, по меньшей мере, около пяти стихотворных версий о приключениях мишки в кедровом лесу. И во всех версиях жалко мишку. Так было в детстве. Так есть у наших детей, которым родители читают светлую классику.
В дни нынешнего Орехового Спаса надеюсь, человеку хватит ума поделиться скудным урожаем не только с медведями, но и со всеми таежными обитателями – белками, глухарями, бурундуками, кабанами, барсуками…
У людей-то гораздо больше возможностей насытить желудок. В конце концов, можно сесть на диету, где нет кедрового ореха… Почти шутка.
А если серьезно, то мы спасемся вместе с нашими таежными братьями или погибаем поодиночке.