Воскресение света

Владимир Красилов. Фото: ИА "Новости Хакасии"

В предновогодних хлопотах можно забыть, что с 21 на 22 декабря – время зимнего солнцестояния. Тем более, его легко не заметить: 21 декабря световой день, не успев освободиться от утренних сумерек погружается в темноту и наступает самая длинная ночь.

Нынче день зимнего солнцестояния выпадает на воскресенье. По-моему, в этом что-то есть хорошее, обнадеживающее, жизнеутверждающее – воскресение света!

В прежние времена славяне устраивали грандиозные веселые праздники в день Коляды: гуляли, как говорится, всем миром. Ряженые ходили друг к другу в гости с прибаутками и добрыми пожеланиями. Люди накрывали хлебосольные столы, а потом самую длинную темную ночь освещали кострами.

Сейчас, наверное, не до этого. О колядовании кое-кто вспоминает только после Нового года, накануне Рождества.

А вот хакасы помнят о традициях праздника Дня большой луны. Шаманы, следуя заветам предков, проводят соответствующие очистительные обряды во имя торжества света, продолжения благополучной жизни.

В високосный год Кривой Касьян все-таки напакостил  в Хакасии (шаманам есть работа над ошибками). У скотоводов и земледельцев были серьезные проблемы:  из-за  эпидемии пришлось ликвидировать часть животных, осенняя распутица помешала полноценно убрать  урожай зерновых. Но у нас не было разрушительных паводков, сокрушительных ливней, штормов, засухи, техногенных катастроф, как в других регионах России. Так себе утешение, это не в нашем участливом характере.

В дни Коляды и большой луны будем надеяться, что в предстоящий год небесные светила будут более благосклонные: под солнцем всем хватит света и места. Только не надо толкаться.

У людей есть примеры, как себя вести. Надо всего лишь присмотреться и следовать поведению самых младших собратьев.

Если кто не знает или забыл, то с 23 декабря световой день начнет прибывать на «воробьиный скок», что невозможно заметить обычному человеку, но не птицам.

Уже много лет наблюдаем вместе с женой за поведением воробьев, синичек и снегирей на кормушке. «Стол» накрываем по осени, в первые дни заморозков, когда всякая живность для птичек исчезает. Пернатые, словно помнят по опыту прошлых лет, слетаются  к кормушке по расписанию.

Они не толкаются, не ссорятся, а по им заведенному порядку усаживаются на кормушку, берут семечки, слетают, расщелкивают и вновь возвращаются за очередной порцией. Воробьи и синички вполне дружелюбно ведут себя, если одновременно оказываются на «столе». А вот снегири чуть-чуть сторонятся  «мелких». «Краснопузые» всегда прилетают запоздало, когда в кормушке остается чуть да маленько.  Воробьи и синички им не мешают.

Для нас наблюдать за птичками – минуты релаксации в утренних сумерках.

У меня с детства в голове «сидит» вопрос без ответа: почему день после зимнего солнцестояния прибавляет на «воробьиный скок»?  Почему не на «синичкин скок»? По моим наблюдениям, пташки одинаково прыгают.

Кстати, накануне 22 декабря, обратили внимание, что  птички чуть-чуть пораньше начали устраиваться на ветках яблони в ожидании завтрака. Возможно, они уже в ожидании света и готовы скакать до весны и лета?

У людей предновогодние заботы, им не до Коляды и большой луны, тем более, следить на сколько секунд будут прибывать дни после 20 декабря. Для нас главное, чтобы хватило времени и денег на богатый стол, даже если фантазии ограниваются деньгами в кошельках и счетами на картах. Мы все равно на Новый год удивим гостей и самих себя! С наступающим Новым годом!

А солнце в очередной раз, как многие тысячи лет мироздания, жизнеутверждающе нам всем заявляет «Да будет свет!» И луна с этим согласна.