Запретить телефон в школе не получится

Все СМИ дружно проанонсировали, что с первого сентября в школах законодательно запрещено пользоваться телефонами. Вот только ни одно издание не обратило внимание, что нынче учебный год начинается 2 сентября. Пустяшная неточность кармического предопределения. С этим законом всё будет по классике: «строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».

Законопроект в Госдуме о запрете использования телефонов в школе обсуждался еще в прошлом году. В процессе дискуссий депутаты так и не определились, как закон будут исполнять в образовательных учреждениях.

Без ответов остались вопросы: кто будет изымать телефоны у школьников? Как обеспечить сохранность гаджетов? Кто и как будет наказывать детей за нарушение закона?

Законодатели решили отдать решение этих вопросов на усмотрение школьных администраций. В педагогических коллективах, родительских комитетах раздрай во мнениях – от конфискации телефонов у детей на входе в школу до просьб учителей убирать гаджеты в сумки, портфели на время уроков.

Примечательно, что накануне нового учебного года пользователи социальных сетей проигнорировали тему о запрете на телефоны.

Не по той ли причине, что закон можно трактовать всяко-разно и в каждой школе будут, как «в избушке свои погремушки»?

Фото: Freepik, freepik.com

В местных хакасских пабликах эта тема, как нынче принято писать в Сети, тоже не зашла. Почему? Решил поговорить с педагогом, классным руководителем, у которой 30 лет стажа работы в школе.

Лариса Александровна в недоумении от нового закона:

– Я не представляю, кто и как будет забирать телефоны у ребят? Где они будут храниться, и кто будет за них отвечать? Сейчас в школе нет условий для хранения телефонов. Может в новом учебном году что-то изменится?

Моя собеседница согласна, что гаджеты мешают на уроках: дети вместо того, чтобы слушать учителя, играют в «танчики», используют телефоны для выполнения контрольных работ. Ученик не в голове, а в Интернете ищет ответы на устные вопросы.

– Но отбирать телефоны на время уроков – не решение проблемы: это очередная головная боль для классного руководителя и повышение напряженности в отношениях между учениками и учителями, – считает Лариса Александровна. – В нашей школе ученики на уроках держат телефоны в сумках или рюкзаках.

Фото: gpointstudio, freepik.com

Педагог со стажем с горечью размышляла, что дети не умеют общаться друг с другом, у них телефон заменяет друга, подругу. Она привела пример, который рассказала мама ученицы:

– К дочери в гости пришла подружка, и они ушли в комнату. Прислушиваюсь – тихо, заглядываю в комнату, а они сидят в телефонах!

Собеседница напомнила, что дети подражают взрослым:

– За семейным столом собрались родители и дети, но вместо того, чтобы поговорить, они все (!) сидят в телефонах!

Педагог считает, что некоторые родители даже довольны, что их ребенок занят гаджетом или ноутбуком, а не водится на улице с плохой компанией. Хотя телефон не страховка от дурного влияния, а бывает и виртуальным мотиватором на самые безрассудные поступки.

Конечно же, Ларису Александровну печалит, что снижается качество знаний. По ее словам, сегодня ученик не хочет читать не то, что длинный текст, но даже слово с большим количеством букв: «у него формируется короткая кликабельная память».

Она сама себя поправляет:

– Конечно, не все сидят в телефонах. Есть ребята, которые хотят получить знания. Они участвуют в олимпиадах, конкурсах, стараются подготовиться к экзаменам, чтобы поступить в вузы на бюджетные места.

Фото: Freepik, freepik.com

Может быть, запрет на телефон, хотя бы на время нахождения в школе, вернет любителей «танчиков» в реальный мир? – спрашиваю собеседницу.

– Не знаю. Все так далеко зашло и одним запретом ситуацию не изменишь, – с безнадежным вздохом ответила Лариса Александровна. – Все-таки взрослым надо начинать с себя, с семьи. Учителя, чем могут, тем помогут!

Вместе с классной дамой погоревали, поудивлялись, что за десяток лет с небольшим телефон, как средство общения, превратился в инструмент разобщения. Сегодня техническое универсальное средство связи разрушает традиционные социальные институты и ценности, в основе которых   – живое человеческое общение.

По случаю вспомнил пример из жизни, о котором ИА «Новости Хакасии» писало ранее. Дело было ранней весной, когда снег выпадает так, что, будто,  зима не собирается уходить.

Соседского мальчишку родители на время лишили телефона. Тогда он решил слепить снеговика, как это делали его ровесники тысячу лет назад. Получился неказистый, но славный снежный друг.

Мальчишке понравилось дышать творческим воздухом. Сейчас он заядлый юный турист, почти профессионал, покоряет реальные горные вершины, а не ведет счет победам в виртуальных играх. Ему нет дела до запрета на гаджеты в школе. Он с друзьями готовится к очередным походам, но есть условие для участия в очередном приключении – хорошие оценки. А ради этого можно постараться…