Системы наблюдения и охраны в лесов в России неэффективны – Счетная палата

Фото: wirestock, ru.freepik.com

Аудиторы Счетной палаты РФ назвали неэффективной нынешнюю систему мониторинга и учета лесных ресурсов. Как следствие, так же неэффективно организована и охрана лесов, что становится причиной масштабных лесных пожаров. Специалисты считают, что виной тому – недостаточная организованность властей на местах, а в ряде случаев – еще и нецелевое расходование средств.

Так, проверка показала, что почти 65% рекомендуемых мероприятий по результатам лесопатологического мониторинга регионами не выполняются, в том числе по причине недостаточного финансирования. Также не всегда применяются результаты инвентаризации фонда лесовосстановления, которую ФБУ «Рослесозащита» проводит с 2019 года в рамках мониторинга воспроизводства лесов.

В итоге результаты мониторингов утрачивают свою актуальность и возможность применения, что создает риски неэффективного использования средств,сообщил аудитор Счетной палаты Сергей Мамедов.

Аудитор Счетной палаты Сергей Мамедов. Фото: ach.gov.ru

Одной из главных бед российских лесов аудиторы считают незаконную рубку. Из-за того, что наблюдение за лесным фондом ведется дистанционно, соответственно, факт рубки фиксируется не сразу, а спустя несколько недель, а то и месяцев. В результате возмещение ущерба от выявленной в ходе мониторинга незаконной рубки в среднем не превышает 0,2%.

Например, в 2020 году ущерб составил 6,2 миллиарда рублей, а возмещено всего 15 миллионов рублей.

Практически утратила свою оперативность и автоматизированная информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров Рослесхоза (ИСДМ-Рослесхоз). Данная система не модернизировалась уже более трех лет и конечно перестала быть стопроцентно информативной. По мнению аудиторов, это стало еще одной причиной увеличения числа лесных пожаров: специалисты попросту не выявляют потенциально «горячие точки».

Фото: pvproductions, ru.freepik.com

Среди других проблем лесного хозяйства:

  • – неиспользование системы «грозопеленгации» для обнаружения лесных пожаров;
  • – несоблюдение регионами кратности авиационного патрулирования;
  • – неточности при определении класса пожарной опасности;
  • – низкое качество планирования и исполнения противопожарных мероприятий;
  • – непроведение в полном объеме предупредительных работ.

Все эти проблемы являются актуальными и для Республики Хакасия.

Буквально в конце прошлого года правительство республики бодро отчиталось о закупке аж 5 беспилотных комплексов, которые должны следить за пожарной безопасностью в лесах. Однако количество пожаров не только уменьшилось, а даже наоборот: только на минувших выходных в республике было зафиксировано 26 пожаров, в 16 случаях горела сухая трава. И это уже в период действия особого противопожарного режима, во время которого запрещается разведение костров, сжигание, мусора, сухой травы.

Фото: wirestock, ru.freepik.com

Помимо этого, в лесах Хакасии по-прежнему продолжают орудовать «черные лесорубы», справиться с которыми власти не могут, а скорее всего – не хотят.

Напомним, не так давно руководители некоторых «лесных регионов» выступили с инициативой изымать из собственности земли сельхозназначения, если их владельцы практикуют палы сухой травы. В Сером доме, однако, данное предложение не поддержали и даже не прокомментировали.

Как было отмечено на Коллегии, многие выявленные проблемы и недостатки обусловлены несовершенством нормативного регулирования. Например, действующие нормативные правовые акты не предусматривают планирование мероприятий по охране лесов от пожаров в разрезе лесничеств. Это создает риски невыполнения необходимых противопожарных мероприятий в отношении каждого лесничества. Остается нерешенным вопрос определения механизма расчета ущерба, нанесенного лесными пожарами.

Также не регламентирован вопрос, связанный с привлечением сил и средств федеральных органов исполнительной власти для ликвидации ЧС регионального уровня. Контракты на выполнение указанных мероприятий заключаются при отсутствии финансового обеспечения, что нарушает Бюджетный кодекс и законодательство о контрактной системе.

Фото: МЧС России по Республике Хакасия, vk.com/mchshak

Кроме того, важным фактором распространения лесных пожаров являются так называемые «зоны контроля», на которых допускается не тушить возникающие пожары. Их планируемое сокращение с 1 января 2023 года не обеспечено соответствующим бюджетным финансированием.

«В последние годы финансовому обеспечению и нормативному регулированию охраны лесов от пожаров уделяется большое внимание. Однако, как мы видим, системные проблемы в этой сфере нивелируют эффект от принимаемых мер», – констатировал Сергей Мамедов.

По итогам проверки Счетная палата подготовила ряд предложений по совершенствованию системы мониторинга лесных ресурсов и охраны лесов от пожаров. В частности, контрольное ведомство рекомендовало повысить качество данных ИСДМ-Рослесхоз, установить классификацию пожарной опасности лесов, нормативы противопожарного обустройства лесов и правила пожарной безопасности для каждого лесного района, а также законодательно закрепить возможность привлечения сил и средств ФОИВ для тушения лесных пожаров при введении ЧС местного и регионального уровней.