В Хакасии могут возродить судоходство по реке Абакан

Фото: wirestock, freepik.com

Хотя до начала 90-х годов в Хакасии успешно работал речной флот, а в Абаканском порту было 72 судна, за минувшие три десятилетия сформировалось мнение, что Абакан для судоходства более не пригоден.

Так ли это, или все можно изменить?

Вопрос о перспективах возрождения судоходства в притоках Енисея поднимался на рабочей встрече депутата Госдумы Сергея Сокола с главой Минприроды Александром Козловым.

Федеральный министр заинтересовался предложением Сокола включить Хакасию в список регионов, где целесообразно возобновить судоходство.

Он пообещал комплексно изучить перспективы этой идеи и оказать помощь региону в получении средств на очистку и углубление рек, чтобы по ним, как в прежние годы, могли снова ходить катера и теплоходы, баржи и паромы.

Фото: wirestock, freepik.com

В свое время абаканские речники занимались пассажирскими перевозками, принимали участие в северных завозах, доставляя грузы и продовольствие северянам.

 

Сейчас же речники могли бы оказать существенное влияние на развитие туристической индустрии – открыть маршруты не только в сторону Красноярского края, по Енисею, но и освоить судоходство вверх по Абакану.

Есть документальное подтверждение, датируемое 1911 годом,  что Абакан была судоходным в конце позапрошлого и в начале прошлого веков: именно так Абаканский железоделательный завод, который находился в Абазе, сплавлял свою продукцию.

Сегодня старожилы Абазы с трудом вспоминают, когда они последний раз видели катера и баржи на реке. Пенсионер Владимир Семенович говорит:

– Помню, в 60-70-ые на реке были сплавучастки, ходили катера, баржи, паромы.

Другой житель Валентин Михайлович вспомнил, что в 60-х видел земснаряд, который углублял речное дно.

Более же свежие воспоминания о дноуглубительных работах на реке Абакан сопровождаются недоумением, возмущением и прочими отрицательными эмоциями.

После трагического наводнения 2004 года в Абазе было принято решение о расчистке и углублении русла реки для беспрепятственного прохождения ледохода. Работы финансировались из федерального бюджета. Подрядчики освоили около 40 миллионов рублей.

Абазинка Лариса, инженер-гидротехник, рассказывает:

– Это было не дноуглубление, а расширение русла. Экскаваторы стояли на берегу и копали гравий с песком, который машинами вывозился и складировался в черте города.

Сегодня от той деятельности не осталось следов: река во время паводков затянула ямы песком и галечником, на нем уже вымахали пятиметровые тополя, подрастают осинники, разрастаются кустарники. По-прежнему во время ледохода на мелководье формируются заторы, и каждый год река держит жителей города в напряжении.

Сегодня по Абакану лихо носятся лодки и маломерные катера на воздушных подушках. Но вот, кажется, забрезжила надежда, что здесь же могут появиться и настоящие катера с многочисленными туристами…

В конце концов, если в начале прошлого века наши предки могли позволить себе такое удовольствие, то мы чем хуже?!