В РЖД решили оставить угольщиков Хакасии за бортом?

Компания «Российские железные дороги» стремится окончательно завладеть инфраструктурой Восточного полигона и самостоятельно устанавливать тарифы на перевозку грузов. К такому выводу пришли в «Коммерсанте», изучив предложение ОАО «РЖД» о продлении временных правил очередности перевозки грузов.

В частности, сообщает издание, РЖД предлагает внести изменения в правила недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре (ПНД), которые вступят в силу с 1 января, так, чтобы прерогатива по определению порядка очередности грузов осталась у ОАО РЖД, а не перешла к правительству, согласно ПНД.

Это позволит компании в дальнейшем самостоятельно устанавливать как очередность, так и тарифы на перевозку грузов, а судя по тому, что уголь – одна из наименее доходных для РЖД грузов, ни о каком пересмотре квот на вывоз сырья из угледобывающих регионов, к которым относится и Хакасия, речь не идет.

Это предположение частично подтверждается информацией, содержащейся в письме главы РЖД Олега Белозерова не кому-нибудь, а президенту России Владимиру Путину.

Копия письма попала в распоряжение издания «Пульс Хакасии» (на данный момент это СМИ остается единственным владельцем данного документа).

Итак, сухие строчки, черным по белому, передают просьбу руководителя компании «поддержать предложение ОАО «РЖД» о непродлении соглашений с угледобывающими субъектами Российской Федерации, за исключением Кемеровской области – Кузбасса».

Генеральный директор РЖД Олег Белозеров. Фото: council.gov.ru

Судя по тексту письма, компания РЖД абсолютно не заинтересована в пересмотре квот на вывоз угля для угледобывающих регионов, так как (снова цитата) «доходность перевозок неугольных грузов в 1,8 раза выше, чем доходность перевозок угля». Заботясь о своим доходах, господин Белозеров продолжает забрасывать президента цифрами возможных убытков железнодорожного монополиста:

«Продление практики заключения соглашений с угледобывающими субъектами Российской Федерации в текущих параметрах в 2025 году приведет к ограничению вывоза на восток около 14-15 млн тонн высокодоходных грузов и, как следствие, сокращению доходов ОАО «РЖД» не менее чем на 25 млрд рублей», – приводит очередную цитату «Пульс Хакасии».

И тут же замечает: а как же быть с доходами Хакасии, для которой снижение объемов отгрузки угля привело к значительному сокращению бюджета – до 10 млрд рублей?

– Если сложить вместе 3-4 региона (хотя угледобывающих в РФ гораздо больше), то те 25 млрд рублей, которые РЖД жаждет получить дополнительно, возьмутся не откуда-нибудь, а косвенно из государственного кармана, – напоминает издание.

И речь не только о критическом снижении доходов и стремительном обнищании казны республики, но и о потере тысяч рабочих мест – причем не только в угледобывающей отрасли, напоминает «Пульс Хакасии».

– К тому же, хоть мы и любим Хакасию, еще раз сделаем акцент на возможной дискредитации государственного подхода в обращении Белозерова. Мы уверены, что и другие регионы имеют право высказаться. Что это за уничижение субъектов РФ, когда на их фоне выделяют только Кузбасс? – задается вопросом издание, намекая на экс-губернатора Кузбасса Сергея Цивилева, который занял пост министра энергетики.

Валентин Коновалов во время встречи с Сергеем Цивилевым. Фото: minenergo.gov.ru

Напомним, к слову, что ранее эту должность занимал Николай Шульгинов, который в этом году стал депутатом Госдумы РФ от Хакасии и советником главы региона по вопросам энергетики. Отметим, что жители республики оказали Шульгинову большое доверие, в том числе и потому, что во время предвыборной гонки он сумел договориться с федеральными управленцами о пересмотре квот на вывоз угля для Хакасии.

Обещания поддержать регион в стремлении выбраться из угольного кризиса, сложившегося во многом именно из-за временных правил очередности перевозки грузов на Восточном полигоне, озвучивали, в частности, замминистра энергетики РФ Сергей Мочальников, да и сам преемник Шульгинова в кресле министра Сергей Цивилев.

Но выше всех шагнул глава Хакасии Валентин Коновалов, который передал чаяния республиканских угольщиков самому президенту. В числе перечисленных губернатором мер поддержки значились:

  • почти двукратное увеличение квот на вывоз ископаемого топлива
  • возврат к использованию понижающего коэффициента при установке тарифа на перевозку угля
  • скидки в рамках тарифного коридора РЖД

Владимир Путин поручил разобраться с этим вопросом вице-премьеру Виталию Савельеву. Савельеву же, судя по информации «Пульса Хакасии», отписано для рассмотрения и последующего доклада и обращение Олега Белозерова. На чьей стороне окажется президент – вопрос интересный.

Как справедливо полагает Александр Мяхар, в случае удовлетворения обращения Белозерова исход дела для республики будет отрицательным.

– Одна компания, которая, по сути, должна отражать интересы государства, подвешивает экономики части регионов в состояние неопределенности, руководствуясь интересами частной прибыли. Говорили, у нас проблемы с логистикой? Проблемы с одной компанией – имя ей РЖД, – уверен глава Фонда развития Хакасии.