Хакасию, Кузбасс и Новосибирскую области объединила угроза со стороны РЖД

Фото: тг-канал РЖД, t.me/telerzd

Вслед за рассекреченным письмом главы ОАО «РЖД» Олега Белозерова президенту России Владимиру Путину, в котором главный железнодорожник страны просит «поддержать предложение о непродлении соглашений с угледобывающими субъектами Российской Федерации, за исключением Кемеровской области – Кузбасса», свет увидел еще один компрометирующий компанию документ. В распоряжении хакасских СМИ оказался текст обращения глав Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области Михаилу Мишустину, в котором губернаторы требуют спасти угольную отрасль от кризиса, вызванного непомерными аппетитами РЖД.

Полный текст обращения размещен на портале «Пульс Хакасии» – обращаем внимание, что подлинность письма не подтверждена.

Ссылаясь на то самое письмо господина Белозерова в адрес президента и правительства, главы трех ведущих угледобывающих регионов страны сообщают, что желание ОАО «РЖД» проиндексировать железнодорожные тарифы на 17,2-22,7% «резко негативным образом повлияет на перевозки ключевого железнодорожного груза – угля».

– Наиболее сильно такая индексация отразится на Кемеровской области – Кузбассе, Республике Хакасия и Новосибирской области, где угольная отрасль играет значимую роль в региональной экономике, и которые находятся на значительном удалении от экспортных рынков Азии, – цитирует издание.

По словам авторов письма, грузовой тариф для регионов за последние 4 года и так вырос почти в два раза, что в четыре раз выше, чем накопленная инфляция. А в результате «дискриминационной отмены» в 2022 году понижающих коэффициентов в тарифе для угля, которая наложилась еще и  на кратное падение экспортных цен в 2023-2024 годах, угольные компании переплатили по тарифу сверх инфляции более 200 млрд рублей.

– Угольные компании из Кемеровской области – Кузбасса, Республики Хакасия и Новосибирской области получили в первом полугодии 2024 года убыток в размере 13 млрд рублей по сравнению с 184 млрд рублей прибыли за аналогичный период 2023 года. Отгрузки угля на экспорт из регионов за 7 месяцев 2024 года уже упали на 18%, или на 14,5 млн тонн, к аналогичному периоду 2023 года, – говорится в обращении.

Фото: suek.ru

Анонсируемая ОАО «РЖД» индексация железнодорожных тарифов на 2025 год  убьет бюджеты угольных регионов, практически открыто пишут руководители территорий, притом что доходы территорий и так существенно упали.

В частности, в Хакасии, цитирует «Пульс Хакасии», налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета за полугодие 2024 года снизились на 0,3% и составили 18,3 млрд рублей.

– В сложившихся условиях любая дополнительная нагрузка на угольную отрасль за счет существенно опережающего инфляцию роста железнодорожного тарифа будет иметь значительные негативные последствия для региональных экономик, – еще раз подчеркивают руководители субъектов.

В связи с этим губернаторы просят: вернуть понижающие коэффициенты (0,4 – на дальность для каменного угля и 0,895 – для энергоугля) и зафиксировать рост тарифов на уровне инфляции минус 0,1%.

Реакция премьер-министра пока неизвестна, как неизвестен, впрочем, и план действий руководителей регионов в случае, если им не удастся достучаться до правительства. Напомним, что глава Фонда развития Хакасии Александр Мяхар уже спрогнозировал отрицательный для республики исход дела в случае, если федеральный центр удовлетворит обращение Олега Белозерова.

– Одна компания, которая, по сути, должна отражать интересы государства, подвешивает экономики части регионов в состояние неопределенности, руководствуясь интересами частной прибыли. Говорили, у нас проблемы с логистикой? Проблемы с одной компанией – имя ей РЖД, – уверен Мяхар.