Кампания года завершилась: голоса подсчитаны, задачи выполнены

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Итоги выборов президента России практически подведены. После обработки ЦИК 99,7% бюллетеней Владимир Путин получил рекордные 87,3 процента голосов; на втором месте Николай Харитонов, за ним – Владислав Даванков и Леонид Слуцкий. Общероссийская явка зафиксирована на уровне 77,44%, что лишь на три с небольшим процента выше явки жителей  Хакасии. По словам спикера ВС Сергея Сокола, это оказалось рекордом «за все время проведения президентских избирательных кампаний».

Очевидно, что рекордный результат, о котором говорит председатель республиканского парламента, стал возможен благодаря политическому авторитету Валентина Коновалова, помноженному на управленческие навыки и опыт самого Сокола. Свое объяснение имеют и результаты кандидатов, чьи фамилии были внесены в избирательный бюллетень.

У каждого участника завершившейся президентской гонки была своя уникальная, для него одного важная и понятная задача.

Для Николая Харитонова главной установкой было получить на выборах второе место, тем самым поддержав реноме КПРФ как главной – по-прежнему – оппозиционной партии. Читатель может поставить здесь по собственному желанию кавычки, чутьем осознавая парадокс: одно дело выступать в оппозиции в целом (декларативно и нарочито, против «правительства», «власти» и даже конкретных чиновников), но совсем другое – поставить себя в оппозицию Владимиру Путину.

Трагедия Харитонова заключалась даже не в необходимости внятной аргументации его выдвижения от КПРФ вместо лидера партии Геннадия Зюганова. В конце концов, для него эта кампания стала не первой, а статусом он точно выше, чем водитель покойного основателя ЛДПР Олег Малышкин (в 2004 году обоих выдвигали на президентскую гонку).

Нет, подобрать трактовки и объяснить было можно, вот только… кому?

Николай Харитонов. Фото: официальный сайт КПРФ, kprf.ru

Ведь традиционный – и крайне дисциплинированный – электорат КПРФ, когда речь заходит о фигуре президента, в большинстве своем симпатизирует именно Владимиру Путину.

Попробуй таким объясни, почему, поддерживая СВО, ты должен голосовать против Путина – они тебя послушают, покрутят пальцем у виска, после чего и вовсе на выборы не придут.

В итоге в Компартии выбрали меньшее из двух зол, сделав ставку на агитацию за явку. А президентскую кампанию вели предельно аккуратно – молчание не хранили, но старались сильно не отсвечивать.

Достаточно лишь сказать, что политические администраторы КПРФ не отправили Харитонова ни в один регион, который возглавлял их сопартиец – ни в Хакасию, ни в Ульяновскую область, ни даже на Орловщину (малую родину Зюганова).

Харитонов также не показался ни в родной Новосибирской области (где мэр областной столицы, коммунист Локоть ушел в отставку), ни в Иркутской, которую ранее возглавлял Сергей Левченко.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов и Николай Харитонов. Фото: стоп-кадр трансляции телеканала «Красная Линия», www.rline.tv

Если задачей Харитонова было, не сильно отсвечивая, удержаться на втором месте, то Леонид Слуцкий, наоборот, бился за то, чтобы низвергнуть оттуда своего оппонента. Попутно доказав всем (а возможно, в первую очередь самому себе), что он таки стал полноценным лидером партии, созданной Владимиром Жириновским (и доставшейся ему, как говорят, не без весомой аппаратной поддержки сверху).

Однако желать и мочь – вещи разные; уже к концу первой недели кампании стало ясно, что глава думского комитета по международным делам со своей ролью не справляется, «не тянет».

Многие из тех, кто лично знаком со Слуцким, говорят, что он «нормальный мужик» и «хороший дядька». Однако этого – очевидно – мало, чтобы претендовать на широкую поддержку избирателей.

Владимир Жириновский. Фото: официальный сайт ЛДПР, ldpr.ru

В отличие от покойного Владимира Вольфовича, Слуцкий напрочь лишен той внутренней магии, которую именуют харизмой – именно на ней зиждился феномен популярности его предшественника.

Как только этот очевидный для обывателей факт стал так же очевиден пиар-команде кандидата, там приняли закономерное решение, отсылающее нас к известному анекдоту про «откопать стюардессу». Технологи ЛДПР реанимировали образ покойного вождя партии – и рейтинг его преемника начал постепенно расти.

Однако для достижения желаемого результата этого оказалось недостаточно.

Пожалуй, дело даже не в том, что аудитория ЛДПР по ключевым вопросам поддерживает Владимира Путина. Благодаря своему артистизму Владимиру Жириновскому удавалось оставаться умеренным, при этом играя в крайнего радикала. Слуцкий же такого позволить себе не мог и вряд ли сможет: быть «радикальнее» Жириновского (и уж тем более Путина) – не для него.

Леонид Слуцкий. Фото: официальный сайт ЛДПР, ldpr.ru

Казалось бы, на этом фоне проще всех оппозиционных (вновь кавычки по желанию) кандидатов должно было быть Владиславу Даванкову. Свежее и молодое в политике лицо (всего 40 лет, вице-спикер ГД по итогам минувших выборов), чья декларируемая повестка кардинально отличалась от других участников гонки.

Однако в этом крылась не только сила, но и слабость кандидата, которого недруги начали тут же «привязывать» к антироссийской риторике.

Сам Владислав идеально (по мнению редакции) прошел между политическими Сциллой и Харибдой – умудрялся не сосредотачивать внимание на СВО, акцентируя его на будущем России. Пожалуй, его программа, наряду с программой действующего главы государства, была единственной, где вектор был направлен вперед, рассматривались варианты будущего развития страны.

И хоть для Даванкова – и для его партии – это был во многом пробный старт, его опыт упрочит результат «Новых людей» на грядущих региональных и думских выборах. Audentes fortuna juvat!

Владислав Даванков. Фото: официальный сайт партии “Новые люди”, newpeople.ru

Своя задача была даже у Владимира Путина – не отвлекаться лишний раз на избирательную кампанию.

Предвыборная программа главы государства (на что завуалированно намекал Дмитрий Песков) была представлена в ходе президентского послания Федеральному Собранию – и это, если можно так выразиться, был «предвыборный митинг» с самой отборной – взыскательной и высокопоставленной – аудиторией.

Но этого оказалось достаточно: россияне оценивали своего главного кандидата не по словам, а по делам, по его работе в Кремле.

На встрече с волонтерами штаба, куда Путин приехал накануне, после завершения голосования, российский лидер заявил, что результаты выборов – проявление доверия граждан и надежды, что все поставленные цели будут достигнуты. Глава государства также признался, что исход народного волеизъявления открывает возможность исполнения его главной мечты.

– Я мечтал о сильной, независимой, суверенной России, – заявил Владимир Путин. – И надеюсь, что результаты голосования позволят нам всем вместе с российским народом добиваться этих целей.

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС