Из последних сил: больная деревня едет лечиться в столицу Хакасии

Фото: Олег Елков/ТАСС

Чтобы прочувствовать степень хронического заболевания республиканского здравоохранения, надо проехать в подразбитом микроавтобусе по маршруту Малые Арбаты-Абаза-Таштып-Аскиз-Абакан.

В салоне льготного микроавтобуса по маршруту собирается специфическая компания пассажиров. Из 15 человек – один мужчина пенсионного возраста и женщины ему под стать. Многие едут в Абакан не по делам, а по нужде – на прием к врачам республиканской больницы.

По дороге люди ведут откровенные разговоры о своих болячках, костерят почем зря медицину, непростую жизнь и неотзывчивую власть.

Корреспондент «Новостей Хакасии» только и успевал записывать истории болезней и житейских перипетий.

Жительница из села Большие Арбаты рассказывает:

– Вот построили у нас ФАП, а своего фельдшера нет. Кто к нам, в нашу глушь, поедет? Еле-еле выходила у терапевта в Мало-арбатской участковой направление в Абакан к  кардиологу.

Она начала рассказывать, как у неё сердце то горит, то давит, но тут перебивает соседка:

– Недавно нашу Малоарбатскую больницу прикрепили к Абазинской горбольнице. Там врачей, чуть больше, чем у нас. Кардиолога нет, к неврологу надо ждать очередь месяц, а то и два. Дождешься, а она тебя в Абакан отправляет.

Другая женщина завела разговор, кажется, на самую больную тему. У неё недавно умерла мама, которая так и не дождалась очереди на зубные протезы. Сейчас женщина сама стоит в этой же очереди – и не знает, как быть.

В Абазинской горбольнице уже лет десять, как закрыли стоматологию. Ехать к платному зубнику – дорого, не по карману.

– Уже жевать нечем, – сокрушается женщина лет пятидесяти. – Стыдно рот открывать на людях.

Бабушка из переднего ряда поддержала тему:

– Мне на восьмом десятке вставили железные зубы в Таштыпе. Двадцать лет стояла в льготной очереди. Дожила.

Фото: Олег Елков/ТАСС

Одна из женщин посетовала, что они, бабы, с горем пополам, но добираются до врачей, а мужиков не заставишь ходить по кабинетам, а потом ехать в Абакан.

Все дружно согласились, что мужчин трудно заставить идти в больницу.

– Я недавно мужа похоронила: пошел на двор, споткнулся и не встал. Уж в морге сказали, что инфаркт, надо было при жизни доктору показаться, – подытожила тему одна из пассажирок.

Мужчина, который по дороге молчал да слушал, наконец, решил высказаться: мол, чего по врачам ходить, если их на вас, женщин, не хватает?

– Недавно по телевизору передавали, что 250 врачей и столько же среднего медперсонала не достает в больницах Хакасии. В Абакане-то медики есть, собрались там, где получше жить и платят побольше, а по селам и деревням – дефицит. Поэтому наши мужики ходят на ногах до последнего, а потом раз – и нет нас!

Женщины согласились, повздыхали и уже заговорили не  о себе, а о детях, внуках, которые поразъехались по городам и весям в поисках лучшей доли.

Получилась дорога длиною в 250 километров с разговорами о болезнях. Ехали почти четыре часа. Для такой поездки надо иметь здоровье, которое на исходе у пассажиров больной деревни.

– Мы-то еще шевелимся, цепляемся за жизнь, – сказала одна из женщин. – Вот едем до докторов. У меня соседка еле ходит, она такую дорогу не выдержит в автобусе…

Сколько таких старух и стариков по нашим деревням? Нас ждет такая же доля. Ох, горе горькое! – вздохнула попутчица. – И никому до нас нет дела: ни детям, ни власти…