Надежда Узунова: «Бойцы СВО должны знать, что в Хакасии им обеспечен надежный тыл»

Фото: пресс-служба республиканского отделения "Единой России"

Работа Комитета семей воинов Отечества в Хакасии официально стартовала в конце 2022 года – по итогам встречи Президента России Владимира Путина с матерями бойцов СВО. Но многие из тех, кто вступил в ряды организации, столкнулись с вызовами и начали помогать фронтовикам гораздо раньше.

О том, на чем держится поддержка бойцов в республике и как должна быть организована работа со стороны властей рассказала руководитель КСВО региона Надежда Узунова.

Когда началась частичная мобилизация, мобилизовались и мы в тылу, – пояснила она.

Сегодня коллектив регионального КСВО – это 18 неравнодушных жителей, в основном – матери и жены бойцов. При этом оплату своего труда получают лишь трое, остальные работают на добровольных началах фактически в режиме 24/7.

Двери комитета постоянно открыты, на наши личные телефоны ребята с фронта звонят практически круглосуточно из-за разницы в часовых поясах, – рассказала Узунова. – Каждая история уникальна. Каждый вопрос по организации их жизни, госпитализации, реабилитации крайне важен.

Чаще всего, как отметила Надежда Узунова, в КСВО идут за юридической помощью, пояснениями по оформлению документов и за поддержкой в бытовых вопросах для семей военнослужащих – всем тем, о чем должна позаботиться региональная власть. Причем по принципу «одного окна». Для этого нужна отдельная структура в правительстве республики с возможностью держать связь с огромным количеством людей, чьей жизни коснулась специальная военная операция.

Фото: пресс-служба республиканского отделения “Единой России”

Пока в республике все организовано очень номинально, – считает Узунова. – Видимо, нужно лично хлебнуть полной ложкой, чтобы понять «вкус» этой проблемы.

Из-за отстраненности чиновников тему создания «одного окна» активно лоббирует команда «Единой России» и депутата Госдумы Сергея Сокола, который прошел спецоперацию добровольцем.

В их лице мы нашли союзников и единомышленников, которые по-настоящему включились в работу с Комитетом семей воинов Отечества, – сказала Надежда Узунова.

Совместными усилиями члены и сторонники КСВО выполняют не только информационно-координационные функции, ради которых организация создавалась, но и берут на себя работу, которая в других регионах страны обеспечивается властью субъектов.

В качестве примера руководитель КСВО Хакасии привела период, когда боец, вернувшийся с СВО, оформляет статус ветерана. На это иногда уходят месяцы, и в это время защитник Отечества юридически «никто», а значит не получает никакой поддержки от региона.

По словам Узуновой, сегодня многие вопросы, связанные со снабжением бойцов на фронте одеждой и простой экипировкой, при поддержке команды ЕР удается решить. И на первый план выходит поддержка семей военнослужащих, помощь тем, кто возвращается из зоны СВО, закупка дорогостоящего спецоборудования.

По линии гуманитарной миссии «Единой России» подразделения получили огромное количество квадракоптеров, антидронные ружья, «банки», коллиматоры, – пояснила Узунова. – Но с фронта мы всегда привозим массу вопросов и вариантов решений. Для их реализации нужна четкая система на уровне республики.

Фото: vk.com/ksvo19

Тяжелая тема – пропавшие без вести. Этим вопросом, уверена Надежда Узунова, нужно заниматься системно, чтобы была связь между Хакасией и зоной проведения СВО с возможностью получать компетентные ответы о судьбе бойцов.

Количество таких тем, требующих внимания и проработки, по прогнозам КСВО, будет расти. Пока же заявленные меры поддержки в Хакасии часто пробуксовывают из-за непонимания отдельными чиновниками специфики работы с людьми.

Множество сложностей связано с тем, что льгота предоставляется бойцу, который находится в окопе. Члены семьи ей воспользоваться не могут, – привела пример Узунова.

Например, назначена компенсация за уголь. Маме бойца говорят – дождитесь, когда он придет. Ну как это возможно? Нужен индивидуальный подход, – добавила она.

Буквально за руку по кабинетам врачей в медицинских учреждениях Хакасии приходится водить военнослужащих для организации лечения и реабилитации.

Позавчера начали работать с парнем. Человеку 23 года. Пришел домой без одной руки и без одной ноги. Очень мотивированный человек, со светлыми глазами, – рассказала Надежда Узунова.

Фото: vk.com/ksvo19

Она пояснила, что парню пообещали работу в военкомате и в целом адаптация к мирной жизни проходит нормально. Но вопросом протезирования, которое можно выполнить по программе «Единой России», в кабинетах власти никто не занимается. Поддержку этому бойцу оказывают общественники. Такая работа, уверена Узунова, должна быть не «ручной», а системной. Вернувшимся с фронта людям свойственно обостренное чувство справедливости, поэтому для них так важно минимизировать бюрократию и уделить личное внимание каждому.

В этом свете, считает Узунова, крайне ценны личные визиты в Хакасию представителей межпарламентской рабочей группы по вопросам СВО. Секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак провел в республике несколько встреч, которые позволили обобщить информацию для решения системных вопросов. Зампред Госдумы Шолбан Кара-оол общался с бойцами и семьями военнослужащих. Некоторые из вопросов, которые ему задавали люди, уже удалось решить.