Ольга Васильева: «Каждый учитель истории должен воспитывать чувство гордости за страну»

Ольга Васильева. Фото: Максим Григорьев/фотохост-агентство ТАСС

Отказ от Болонской системы, плюсы и минусы ЕГЭ, возвращение к ценностям советского образования – президент Российской академии образования (РАО), бывший министр образования РФ Ольга Васильева рассказала «Ведомостям» о том, чего не хватает современным российским вузам. По мнению Васильевой, главное для нас сейчас – не утратить свою историю. Причем – в прямом смысле слова.

Как сообщила Ольга Васильева, уже с сентября этого года историю России будут преподавать расширенным курсам студентам «не исторических» специальностей. Такое решение, впрочем, было ожидаемо, если учесть, сколько раз за последние десятилетия предпринимались попытки переписать российскую историю, «причесать» ее, а в отдельных случаях – даже стыдиться. В результате заметно сократились часы преподавании истории в школах, а в вузах этот предмет и вовсе был сведен к минимуму, если речь не касалась профильного образования.

– Самое страшное в истории государства – это когда вы убиваете прошлое. Молодой человек должен гордиться той страной, где он родился и вырос, ее героями. Иначе не будет движения вперед – вы лишаете людей будущего.

«Исторический провал» сначала ликвидировали в школах: сегодня дети учат историю по новому стандарту, над созданием которого работали) и продолжают работать) лучшие ученые умы России – архивисты, общественники, непосредственно сами школьные учителя истории.

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Теперь эту работу предстоит осуществить в вузах. И на преподавателей истории, по мнению Ольги Васильевой, ложится большая ответственность –

не просто отчитать курс, а «на своем предмете воспитывать чувство гордости за страну, в которой ты живешь, и желание сделать ее лучше».

Помимо истории, считает Васильева, упор в новейшем образование нужно вновь сделать на таких традиционных предметах, как русский язык и литература, а также на более глубоком изучении иностранных языков.

Потерю идентичности и качества высшего образования Васильева считает главным недостатком Болонской системы, от которой российские власти отказались еще в мае прошлого года. Напомним, уже с этого года шесть российских вузов, включая Национальный исследовательский Томский госуниверситет, станут площадками для пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования – переходу на базовое высшее и специализированное высшее образование. Васильева целиком и полностью поддерживает эту идею:

– Мы возвращаемся к тем истокам, которые были. Переходим к процессу восстановления национальной системы образования, возвращаемся к единому образовательному пространству.

Однако, предупреждает президент РАО, отказ от Болонской системы не подразумевает и автоматический отказ от ЕГЭ – просто потому, что осознанной альтернативы Единому госэкзамену пока нет. Главным достоинством ЕГЭ является возможность ребенка из региона поступить на равных условиях в любой престижный столичный вуз. В этом кроется и проблема: получается, что выпускники навсегда уезжают из родных мест.

Но выход есть.

– Необходимо развивать целевое обучение, инфраструктуру, создавать привлекательные рабочие места в регионах и т. д., – считает Ольга Васильева.