Считаем заработок: почему жители Хакасии не спешат оформлять самозанятость

Фото: ИА "Новости Хакасии"

В Хакасии весьма скудная информация о самозанятых. Хотя в России число людей, которые решили стать самозанятыми, превысило 7 миллионов человек.

В нашей республике по итогам прошлого года было зарегистрировано 15178 самозанятых. По последним данным же, на начало февраля в республике было 15800 человек, которые самостоятельно платят налог на профессиональный доход (НПД).

Для сравнения, в Новосибирской области 142,4 тыс. человек приняли решение стать самозанятыми. Впрочем, у ближних соседей тоже не особый интерес к этой организационной форме занятости: в Горном Алтае – 8 109 человек, в Тыве – 11 372 человека. Правда, там население существенно меньше, чем в Хакасии.

Фото: svetlanasokolova, ru.freepik.com

По данным специализированного сайта за пять лет, с начала введения НПД, самозанятые зарегистрировали доходы более чем на 1,9 трлн рублей, рассчитанный налог составил 81 млрд руб. Это общероссийская статистика вне пользу большей части регионов.

В основном самозанятые ведут деятельность в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае. Ленинградской области, Республике Татарстан, Новосибирской области. Может быть, на территориях притяжения самозанятых умеют вести учет и считать деньги?

В Хакасии нет данных об эффективности перехода людей из «серой» или «черной»  экономики на легальное положение самозанятых.

Вообще, непонятно, сколько бюджет республики приобрел с вводом НПД и приходом на рынок самозанятых, и сколько теряет от теневого бизнеса.

Конечно, можно попенять людям, что они не желают становиться законопослушными налогоплательщиками. Однако с власти никто не снимал ответственности за разъяснительную и просветительскую работу, как, впрочем, за надзорные функции – учет и контроль.

Вопрос же остается открытым: сколько в республике уходит денег мимо бюджетов разных уровней – от республиканского до муниципального?

Корреспондент «Новости Хакасии» поинтересовалось у хозяйки сельской парикмахерской Светланы об её отношении к самозанятости.

– Мне это ни к чему. У меня ИП, плачу налог по упрощенке. Стаж идет, в случае чего – больничный оплатят. У самозанятого низкая ставка налога, но нет ни стажа, ни права на больничный. Если захочет сам платить взносы в пенсионный и соцстрах, то получится столько же, сколько платит ИП.

Фото: Freepik, freepik.com

Житель Абакана Сергей работает сантехником, оформил самозанятость. Поясняет свое решение:

– Мне так проще, ко мне меньше вопросов: с жильцами все нормально и с управляющей компанией нет конфликтов. Все ровно. Мне «полтинник», стаж есть, так что о пенсии заботиться не надо. 

В бригаде аскизских строителей вопрос о самозанятости вызвал недовольство, настороженность:

– Новый способ обдираловки?! Мы как-нибудь сами, проверенным путем: заказ, работа, деньги и в расчете, – сказал один мужик за всю бригаду.

Фото: wirestock, freepik.com

А вот с таксистами одного из муниципалитетов республики разговора не вышло. Они давно отказались продлевать патент на оказание услуг. О статусе самозанятых не помышляют.

– Мы никому не нужны, и нам никто не нужен, – считают таксисты.

С одной стороны, люди имеют право на личное мнение, но если оно противоречит налоговому законодательству, гражданско-правовым нормам, то власть обязана употребить власть.

Если власть, конечно, есть…