Ведущие вузы страны готовят инженеров для российской промышленности
Госкорпорация «Ростех» задает тон в решении проблемы кадрового дефицита на предприятиях российской промышленности. Во-первых, для привлечения перспективных сотрудников «Ростех» разработал конкурентоспособный социальный пакет, включающий медицинское страхование, материальную помощь, жилищную программу. Такие условия сами по себе являются мощным стимулом для людей, желающих построить карьеру в государственной компании.
Однако не менее важно – вырастить достойного работника, что называется, с нуля. И главным инструментом в таком случае становится подготовка специалиста еще на стадии получения им образования в вузе.
С вузовской скамьи
Именно об этом шла речь на недавней встрече главы правительства РФ Михаила Мишустина с генеральным директором государственной корпорации «Ростех» Сергеем Чемезовым. Премьер-министр напомнил, что правительство выступило с инициативой о бесплатном обучении рабочих по специальностям, которые требуются для производства на предприятиях ОПК, и поинтересовался, как эта работа ведется в «Ростехе».
Чемезов подтвердил: корпорация внимательно следует вектору, обозначенному государством – на сегодняшний день специалистов для «Ростеха» готовят несколько ведущих вузов страны, причем – бесплатно.
В списке образовательных учреждений – Московский авиационный институт, РЭУ им. Г.В.Плеханова, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МФТИ.
– У нас там есть свои кафедры, которые для нас готовят кадры: инженеров, конструкторов и так далее. Набираем ребят в магистратуру. То есть они проходят четыре года обучение в бакалавриате, потом уже в магистратуру на два года приходят, – пояснил глава «Ростеха».
Бесшовное обучение
В частности, в «Бауманке» запущена программа подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для гражданского сегмента промышленности.
При этом, к примеру, подготовка инженеров-интеграторов по направлениям «Оптикоэлектронные системы» и «Биотехнические системы и технологии» ведется по схеме «бесшовного обучения» – знакомство с профессией будущие инженеры начнут уже в школе, на уровне профильных классов.
С момента поступления в вуз молодых людей ждет углубленное изучение технических предметов и медико-биологических дисциплин, а также специализированный курс по выбранному профилю. В 2023 году в МГТУ им. Баумана планируется набрать две пилотные группы из 40 студентов.
Большие надежды руководители госкорпораций возлагают и на «Профессионалитет» – образовательную программу в колледжах, которая позволяет стать высококвалифицированным специалистом и получить гарантированную работу на ведущих предприятиях региона или страны. Так, в Уфе уже создан и действует учебный центр, где готовят высококлассных специалистов для работы на станках с числовым программным управлением для предприятий того же «Ростеха». Аналогичный центр будет запущен в Казани для подготовки специалистов для авиационного и вертолетного заводов.
Тем временем госкорпорация «Росатом» также не осталась в стороне от тренда на подготовку кадров еще с вузовской скамьи На сегодняшний день специалистов для «Росатома» готовят 18 опорных вузов России. Ежегодно более 1500 выпускников вузов принимаются на работу в «Росатом», а более 3000 студентов проходят практику в организациях атомной отрасли.
Всегда рядом
Помимо подготовки сотрудников, что называется, «в тылу», «Ростех» активно участвует в обеспечении нужд спецоперации – на долю корпорации приходится половина объема гособоронзаказа.
– А если говорить о продукции, которая задействована сегодня в СВО, это будет почти 80%, – уточнил Сергей Чемезов. – Это и боевая авиация, и вертолеты, вся артиллерия, бронетехника, боеприпасы, беспилотники, тяжелые огнеметные системы, стрелковое оружие.
Чемезов отметил, что серьезных проблем с выполнением госзаказов нет – есть только пожелания Минобороны увеличить поставки.
– Насколько это возможно, мы делаем. Но для того чтобы увеличить, нам, конечно, необходимо наращивать и мощности, закупать новое оборудование, строить новые цеха. Что мы и делаем, – резюмировал глава «Ростеха».
Также совместно с Союзом машиностроителей «Ростех» создал фонд «Всегда рядом», который уже собрал полмиллиарда рублей.
– Поддерживаем граждан ЛНР, ДНР и военнослужащих. Перевозим туда всевозможные грузы – и продукты, и оборудование, в том числе которое мы производим. Это прицелы, винтовки и так далее, – пояснил Сергей Чемезов.
«КамАЗ» для нас
Параллельно с гособоронзаказом «Ростех» наращивает темпы в импортозамещающем производстве продукции для гражданского сегмента. Одно из ведущих направлений в этой отрасли – сотрудничество с «КамАЗом».
– После того как ушёл Daimler Benz из «КамАЗа», мы с ними вместе начали делать грузовик нового поколения К5. За год фактически локализовали более 2000 наименований комплектующих. И сегодня у нас под 80% этого автомобиля производится за счет наших собственных комплектующих, – рассказал премьер-министру Чемезов.
Помимо этого, компания приступила к серийному производству газотурбинного двигателя мощностью 110 МВт – раньше эти турбины закупались у Siemens и General Electric.
Первая отечественная турбина будет установлена на станции «Ударная», которая строится в Краснодарском крае. Усилиями инженеров «Ростеха» создана турбина ГТА-8 – это газотурбинный агрегат, который устанавливается на платформах и обеспечивает электроэнергией всю буровую станцию.
Огромным достижением отечественных специалистов в фармакологической отрасли стало создание нового препарата «БиоГам», предназначенного для лечения больных СПИДом, в том числе для лечения и профилактики различных инфекционных заболеваний, а также при трансплантации органов.
Первым делом самолеты
Но главная победа «Ростеха» – это производство отечественных двигателей для самолетов и непосредственно самих самолетов.
– Мы завершаем испытание двигателя ПД-8. Самолет уже с нашим двигателем, полностью с нашей авионикой, с нашими агрегатами и, самое главное, с нашим – полностью – фюзеляжем. Сейчас завершаем сертификацию и в 2024 году будем выпускать серийно. Планируем каждый год будет выпускать по 20 лайнеров «Суперджет нью», – доложил Сергей Чемезов.
В 2024 году должна также завершиться сертификация давно ожидаемого лайнера МС-21. В этом же году «Ростех» планирует выпустить первую серию из шести машин с отечественных двигателем ПД-14, а также продолжить работу по расширению производства тяжелых транспортных самолетов.
В свою очередь Михаил Мишустин подтвердил: государство продолжит поддерживать собственное производство, и в первую очередь – платформы, связанные с НИОКР, с научно-исследовательскими, конструкторскими работами, направленными на импортозамещение.
– Будем рассматривать все возможные варианты – от субсидирования кредитования до использования частично средств ФНБ. Но в любом случае мы будем поддерживать эти работы, – заявил премьер-министр.