Ждет ли Хакасию финансовый кризис из-за сокращения вывоза угля?

В ближайшее время Хакасия может столкнуться с проблемой – налоговые поступления в региональный бюджет от угледобывающих компаний до конца текущего года могут сократиться в разы.

Несмотря на неоднократные заявления властей Хакасии о решении вопроса с вывозом угля, оказалось, что проблема не только не решена, но еще и усугубилась.

РЖД уведомило правительство Хакасии об объемах вывоза угольной продукции из республики. До конца года прогнозируется отправить за пределы региона чуть более 1,5 млн тонн угля, миллион из которых в 3 квартале.

«Объемы вывоза угольной продукции из Республики Хакасия прогнозируются в следующих размерах: на 3 квартал 2022 года на уровне 1 034 тыс. тонн, в том числе: июль – 543 тыс. тонн, август – 247 тыс. тонн, сентябрь – 243 тыс. тонн; на 4 квартал 2022 года – 598 тыс. тонн, в том числе: октябрь – 221 тыс. тонн, ноябрь– 203 тыс. тонн, декабрь – 174 тыс. тонн» , – говорится в письме за подписью и.о. первого заместителя начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Сергея Галкина.

 

Для Хакасии, добывающей более 30 млн тонн, сокращение объемов отгрузки до 1,5 млн, при среднегодовых потребностях около 9,1 млн тонн.  ведет к катастрофе. При этом нельзя сказать, что случившееся стало неожиданностью.

Тревожные звоночки о возможных проблемах начали звучать год назад, когда почти вдвое сократился вывоз угля из Хакасии в восточном направлении. По данным сайта https://statimex.ru в 2020 году объём экспорта каменного угля из региона составил более 14,06 млн. тонн, из которых 11 миллионов ушли на восток. В 2021 году Хакасия сократила погрузку на экспорт в восточном направлении на 50,4%. Отгрузки из Хакасии на восток угля (марки Д) в третьем квартале упали на 70%. Потери республики в отгрузке на восток составили 6 млн тонн. В общероссийском маасштабе в прошлом году отгрузка угля на экспорт в восточном направлении не сократилась.

«Перевозки угля в восточном направлении, на Дальневосточную и Забайкальскую железные дороги, включая внутрироссийские и экспорт, превысили 122 млн тонн (плюс 0,2% к результатам 2020 года)», – цитирует РЖД «КоммерсантЪ».

В начале года правительство Хакасии заявляло, что решило проблему, согласовав гарантированный лимит на 2022 год объемов вывоза из республики в восточном направлении – 9 млн тонн. По факту вышло другое, в текущей ситуации максимум, на который может рассчитывать Хакасия – 5,6 млн тонн. Это почти на 2,6 млн тонн меньше запланированного.

Соседним Кузбассу и Тыве удалось не только сохранить объем вывоза угля, но и договориться об его увеличении, пишет «АИС».

Республика оказалась едва ли не единственным угледобывающим регионом, руководство которого не смогло или не захотело отстоять свои интересы на федеральном уровне. В принципе и то, и другое говорит об отсутствии лоббистских возможностей главы Хакасии.

Что теперь? Сокращение объемов вывоза неизбежно приведет к сокращению налоговых поступлений в региональный и местные бюджеты. Речь идет о миллиардах рублей. Судя по всему, о значительной части исполнения расходных обязательств правительству Хакасии придется забыть и если ситуация не изменится, то вероятный, и, пожалуй, единственный вариант развития событий – кредиты для покрытия выпадающих доходов, а значит наращивание госдолга, который на сегодняшний день превышает 23,2 млрд рублей.