Жители Хакасии нанесли «тройной удар» Владимиру Штыгашеву и КПРФ
На прошедших выборах Таштыпский район превратился в эпицентр скандалов. В разгар выборной кампании неизвестные здесь сожгли беседку, резали баннеры, срывали листовки оппонентов.
Комментаторы в социальных сетях связывали хулиганские выходки с соперничеством кандидатов, которые претендовали на мандат депутата Верховного Совета Хакасии по одномандатному округу.
Таковых на таштыпской земле набралось шестеро, но уже с первых дней кампании люди понимали: основная борьба будет идти между скандально известным Василием Шулбаевым (КПРФ) и молодым интеллигентным предпринимателем Евгением Челтыгмашевым, которого в округе выдвинула «Единая Россия».
Многие жители указывали на «токсичность» Шулбаева. Оно и понятно: для таштыпцев Василий Иванович – личность и впрямь печально известная.
Василий Шулбаев два срока отработал главой администрации Таштыпского района, но в 2017 году на третий срок баллотироваться отказался. Тогда социологические замеры доверия к чиновнику показали: шансов на переизбрание он не имеет.
Как говорят в народе, его в дверь – а он в окно! Василий Иванович решил сделать «финт ушами»: задумал пойти на выборы в районный Совет депутатов с прицелом на должность его председателя.
Попытка, впрочем, оказалась неудачной. На своей малой родине Шулбаев пролетел как фанера над Парижем.
Поражение на выборах стало столь сокрушительным ударом по его чванливому самолюбию, что повлекло за собой громкий «инцидент» с ружьем и последующей госпитализацией.
Казалось, после произошедшего Шулбаев канет в политическое небытие. Однако на помощь ему подоспел тогдашний председатель Верховного Совета Владимир Штыгашев.
Именно он вернул Шулбаева в политику как депутата ВС РХ седьмого, уходящего созыва и даже поспособствовал, чтобы Василий Иванович возглавил комитет по промышленности.
В ходе нынешней избирательной кампании Владимир Штыгашев опекал своего «пациента», сопровождал его на встречах с избирателями, рассказали жители корреспонденту «Новостей Хакасии». И даже это не помогло: ни один, ни другой не смог одержать победу в одномандатном округе.
Жители, очевидно, разуверились в таких товарищах, как Штыгашев и Шулбаев. Высказали свое «фи» на избирательных участках.
Абазинцы проголосовали за директора рудника Виталия Михеева, а в Таштыпском районе люди отдали предпочтение Евгению Челтыгмашеву, который опередил Шулбаева почти на две тысячи голосов.
Впрочем, даже после такой публичной оплеухи оба проигравших честную схватку политика по-прежнему имеют шансы оказаться в Верховном Совете республики.
Судьба Амана Тулеева из соседней Кемеровской области ничему Штыгашева не научила, он намерен цепляться за власть до последнего. А потому – не будет отказываться от гарантированного мандата, который получил по списку КПРФ (где, напомним, шел вторым после Валентина Коновалова) и попадет в Верховный Совет.
А вот с Василием Шулбаевым все на несколько порядков сложнее: его проигрыш в одномандатном округе фактически закрыл путь к депутатству дочери Владимира Штыгашева, которую также выдвигала на выборы КПРФ.
Речь про территориальную группу №23 (Таштыпский район) из списка, выдвинутого компартией. Под первым номером в ней стоит глава района, Николай Чебодаев. Вторым в списке идет Василий Шулбаев, вслед за ним – Ольга Штыгашева 1963 года рождения, судимый за кражу Рустам Салимов и Екатерина Ильина.
Истории, когда кандидат-одномандатник одновременно заявлен и в составе списка партии, встречаются сплошь и рядом. Делается это из простого расчета, в качестве своеобразной страховки от проигрыша.
Если человек побеждает по округу, то отходящий по списку мандат переходит следующему за ним. Если же проигрывает – то у него остается возможность получить заветное депутатское кресло по списку.
Всем было очевидно с самого начала, что Николай Чебодаев должность главы района на депутатскую «корочку» не променяет. Ожидали, что Василий Шулбаев выиграет округ, а потому мандат перейдет в группе следующему кандидату по списку, т.е. Ольге Владимировне.
Теперь же, когда Шулбаев округ взять не смог, ситуация приобрела новые оттенки.
Хватит ли авторитета у так же проигравшего в округе аксакала Штыгашева, чтобы добиться от протеже отказа в пользу дочери? Захочет ли Шулбаев уступить ослабевшему благодетелю, добровольно изгнав себя из политики… или посмеет возразить, настояв на своем???
Надо полагать, не самая приятная ситуация для Василия Ивановича: слишком многое поставлено на кон, очень непросто принять единственное верное решение. Вот только, если посудить, положение Владимира Николаевича куда плачевней.
Речь даже не о пощечине, а о прилюдно пропущенном «тройном ударе»: собственном поражении в Абазе, проигрыше подопечного в Таштыпе и подвешенной ситуацией с дочерью, которую ранее Валентин Коновалов отказался рассматривать на пост министра здравоохранения республики.
Впрочем, нет, был еще и четвертый удар, самый болезненный. Речь про пост председателя Верховного Совета, которого в нынешнем созыве парламента Владимиру Штыгашеву уже не видать…