Грузоперевозчиков Хакасии пересчитают по весне

Фото: freepik, freepik.com

С 1 марта 2025 года в России должен заработать специальный реестр коммерческих автомобильных грузоперевозчиков, куда войдет и имеющаяся у них техника – грузовики. Строгий учет участников этого рынка, полагают власти, позволит навести порядок в налогообложении этой сферы, где до 60% от общего объема перевозок занимают «серые схемы». «Коммерсантъ» выяснил, что будет представлять собой новая система, и узнал отношение к нововведению со стороны специалистов.

По своей сути реестр грузоперевозчиков – это своего рода система допуска на рынок, и разговоры о необходимости появления такой системы в России шли давно. В свое время инициативу заблокировало Минэкономики, сочтя ее административно избыточной. Дело сдвинулось с мертвой точки, лишь когда автотранспортным рынком заинтересовалась Федеральная налоговая служба.

– ФНС столкнулась с гигантским уходом от НДС и налога на прибыль со стороны компаний-посредников между грузовладельцами и перевозчиками, – пояснил «Ъ» президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль.

Итак, с весны будущего года все коммерческие перевозчики и грузовики с максимальной массой свыше 3,5 тонны должны будут зарегистрироваться в едином электронном реестре («ГосЛог»). Исключение из реестра будет означать прекращение права на перевозки грузов.

Те, кто войдет в состав единой системы, обязуются соблюдать все требования по поддержанию транспорта в исправном техническом состоянии, проведению медосмотра водителей и т. п. Самозанятых допустят к коммерческим перевозкам только транспортными средствами массой от 2,5 до 3,5 тонны.

Фото: aleksandarlittlewolf, freepik.com

Эксперты в целом поддерживают регулирование сферы грузоперевозок, считая, что это повысит безопасность и прозрачность отрасли. Единственное, что волнует специалистов, – ее совместимость с уже существующими транспортными IT-системами, а также гарантия защищенности баз данных.

Также многие прогнозируют, что это потребует от компаний введения дополнительных штатных единиц по работе в реестре, что проблематично – ведь в России уже сейчас фиксируется острый дефицит водителей-дальнобойщиков.

Как ранее сообщали «Новости Хакасии», по итогам сводного опроса крупнейших компаний отрасли за пять лет дефицит дальнобойщиков вырос с 15 до 21%, при этом средний возраст водителей данной категории превышает 52 года.

И на этом фоне в стране продолжает расти спрос на грузоперевозки внутри России. Так, только за первые полгода 2023-го показатели спроса увеличились на 61%.