К 2030 году в Хакасии должны в совершенстве овладеть нейросетями
До 80% сотрудников российских компаний к 2030 году должны владеть навыками использования технологий искусственного интеллекта (ИИ) – такой показатель предусмотрен обновленной стратегией развития ИИ до 2030 года. По расчетам специалистов, за счет использования ИИ рост ВВП должен увеличиться в 56 раз – с 200 млрд рублей в 2022 году до 11,2 трлн рублей к 2030 году.
Развитие технологий искусственного интеллекта действительно идет стремительно, правда, не во всех сферах. По большей части, пишут в карьерном и бизнес-консультировании, создании креативных (рекламных) продуктов, изучении иностранных языков, образовании и здравоохранении.
На удивление, но даже крупные корпорации пока не так охотно применяют технологии ChatGPT, как это делают государственные органы. Так, в беседе с изданием замдиректора центра СИТИ НИУ ВШЭ Ефим Фидря сообщил, что власти ряда регионов активно используют ИИ-ассистентов в работе с населением: к примеру, нейросеть Vika в ХМАО интегрирована с мобильным приложением «Госуслуги Югры», а чат-бот «Медведь Ерофей» является частью экосистемы «Цифровой Хабаровск».
Кроме того, уже в этом году технология ChatGPT будет внедрена на портале Госуслуг – для консультации граждан: об этом 1 февраля сообщил в ходе цифрового форума Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Алматы министр цифрового развития РФ Максут Шадаев.
– Государственные услуги будут оказываться онлайн. Это означает, что в момент обращения будет выдаваться результат. Мы считаем, что нужно развивать проактивные услуги, когда все консультации выполняет GPT, заполняя за человеком необходимые заявления, – цитирует министра ТАСС.
Любопытно, что на фоне столь инновационных планов государства по цифровизации общества ученые параллельно фиксируют снижение народного интереса к ChatGPT – как минимум в социально-политической сфере.
По мнению экспертов, этот страх, точнее опасения вполне объяснимы: россияне боятся, что искусственные интеллект окончательно вытеснит человека из многих сфер. Также в числе причин называются уязвимость ИИ к атакам и фейкам и даже интеллектуальная деградация человека.
Сейчас в основном ИИ используют в качестве ассистента-поисковика или переводчика, сообщает «Коммерсантъ», что, конечно, говорит о недооцененности ИИ-технологий в широком смысле.
Между тем, по мнению президента фонда «Петербургская политика» Михаила Виноградова, ChatGPT можно применить для разработки различных инструментов:
– К примеру, для генерации месседжей в торговле, также нейросети вполне можно «натаскать» на формирование гипотез или приспособить к созданию контента, – цитирует политолога «Ъ». – Главное — не забывать, что контроль качества получаемых ответов остается за естественным интеллектом.
Таким образом, сегодняшнее ослабление интереса к ИИ вовсе не означает стагнацию в развитии этой сферы – это всего лишь своеобразное плато. Директор по политическому анализу ИНСОМАР Виктор Потуремский уверен, что в самой ближайшей перспективе – и это четко отслеживается государством – ИИ будет оставаться пространством для профессионалов и именно там будет происходить наращивание компетенций.